ВТОРОЙ ЭТАЖ (БЕЛЬЭТАЖ). ЧАСТЬ 4
Стены Тронной комнаты, смежной с Мраморной столовой, были украшены гобеленами "Азия" и "Африка" из сюиты "Страны света". Против окон, обращенных в парк, над камином был помещен гобелен "Церера" из сюиты "Боги" с превосходно вытканными цветочными гирляндами на розовом фоне.
Деревянный резной, сплошь вызолоченный трон, обитый малиновым бархатом, с вышитым на спинке золотом, серебром и шелком императорским гербом, располагался под балдахином, в простенке между окнами.
Для тронной церемонии помещение было весьма тесным, поэтому в зале был размещен очень небольшой набор мебели. По ритуалу присутствующие в Тронной должны были стоять. Исходя из этого, здесь не было ни кресел, ни стульев. Бронзовый стол с круглой доской из "египетской" яшмы и большие деревянные белые с золотом торшеры довершали убранство Тронной.
Украшением Тронной был великолепный по рисунку паркет, исполненный из ценных пород дерева. В центре пола располагались три нарядных переплетающихся венка, которые были выполнены из табачного дерева, а окружающая их сетка в виде ромбов - из яблоневого и розового, остальные детали - из красного дерева, палисандра и груши.
Дверь из Тронной вела в Малиновую гостиную. Здесь по стенам стояла нарядная мебель, кресла и диван, украшенные тончайшей золоченой резьбой и обитые бархатом вишневого цвета.
Три гобелена из знаменитой сюиты "Дон Кихот", вытканные на Парижской гобеленовой мануфактуре, сплошным ковром закрывали станы гостиной. Гобелены эти были подарены Павлу Петровичу и Марии Федоровне Людовиком 16 в Париже в 1782 году во время их заграничных поездок.
В убранстве Малиновой гостиной выделялись люстра из слоновой кости с бронзой, а также декоративные вазы Императорского фарфорового завода, украшенные изображениями детей, гирлянд цветов, листьев, гроздей винограда и орнаментов.
Парадная опочивальня павловского времени была устроена на месте более ранней спальни Орлова. По свидетельству современника "ложе устроено в виде шатра, и мне сказали, что то была идея князя Орлова" .
Судя по плану 1792 года, в помещении первоначально было пять дверей. На плане отмечена дверь на месте левого альковного выступа, ведущая в помещение нынешней Туалетной. Кроме того, существовала дверь в алькове справа от кровати.
За ней находится внутренняя лестница и вспомогательный проход, которым должна была пользоваться прислуга. Видимо, дверь служила или должна была служить для непосредственной связи помещения с лестницей в обход темной комнаты. В павловское время через эту потайную дверь можно было выйти на темную винтовую лестницу и по ней спуститься в покои Павла в нижнем этаже.
Ничто не нарушало красочной гармонии интерьера Парадной опочивальни - белой и голубой с золотом. Круглый голубоватый плафон "Свадьба Психеи", вделанный в потолок в 1799 году, написанный Габриелем Франсуа Дуайеном, был лучшим из живописных плафонов дворца.
Стены Парадной опочивальни были затянуты лионским шелком голубого цвета с вытканными серебром медальонами, лирами, букетами цветов и другими узорами. Такой же тканью была обита золоченая с резьбой мебель - диван, кресла, банкетки и табуреты. Будучи в Лионе во время заграничного путешествия в начале 1780-х годов, Павел сделал огромный заказ знаменитых дионских материй, которые затем были использованы при декорировке Павловского и Гатчинского дворцов.
Расположенную в глубине комнаты парадную кровать с балдахином над ней, огражденную белою с золотом балюстрадой, украшала превосходная резьба. Эта кровать была сделана в мастерской знаменитого французского мебельщика Ж. Жакоба. Она также была вывезена Павлом из Парижа. Большие синие фарфоровые вазы в золоченой бронзе, изготовленные на Севрской мануфактуре, стояли по сторонам прохода к балюстраде.
Парадная опочивальня соединялась с анфиладой из пяти малых помещений, занимающих башню и восточную торцовую часть главного корпуса. Эти помещения были личными апартаментами Марии Федоровны. Анфилада начиналась Овальным будуаром и заканчивалась Зеленой угловой комнатой.
Овальный будуар представлял собой довольно большое помещение примерно в 45 квадратных метра. Возможно, здесь собирались лица, участвовавшие в выходах из внутренних покоев, члены семьи Павла Петровича и Марии Федоровны. Дверь из Овального будуара вела в небольшое помещение - Башенный кабинет. Это была небольшая в виде восьмигранника комната в 11 метров, располагавшаяся в Часовой башне.
От декоративного убранства стен и плафона кабинета, созданного по рисункам Ринальди, частично сохранялась лишь лепка на притолоках окон, а также гладкие полированные, инкрустированные изображениями ваз с цветами и растительными побегами, двери.
Кабинет украшал тканый портрет Павла, исполненный мастерами Санкт-Петербургской шпалерной мануфактуры, и мраморные бюсты родителей Марии Федоровны работы И. - Г. Даннекера.
Окна, расположенные на каждой стене башни, представляли возможность "кругового" панорамного осмотра парка, когда из комнаты можно было любоваться видами Белого и Серебряного озер, Собственным садиком и дворцом-курдонером.
Туалетная Марии Федоровны представляла собой достаточно просторную комнату площадью в 25 квадратных метров. Из трех ее окон открывался прекрасный вид на Собственный садик.
Стены Туалетной членились пилястрами. Как пилястры, так и сами стены оживлялись лепниной из цветочных гирлянд, листьев аканта, горельефными фигурками пухленьких мальчиков - путти. В помещении Туалетной находились два мраморных барельефных портрета Екатерины 2, из которых один, в раме из лазурита, был исполнен ученицей Э. Фальконе - М. Колло, а второй - скульптором Дж. Чибеи.
Двери из Туалетной комнаты вели в два небольших помещения, служивших проходными в Тронную залу Марии Федоровны. Они как бы замыкали анфиладу личных апартаментов Марии Федоровны.
Первая проходная комната представляла собой тщательно отделанное помещение без окон. Следующая проходная комната с одним окном, выходившим на парадный двор, носила название Зеленой угловой.
Кроме окна в этом интерьере основную плоскость стен занимали три двери. Одна из этих дверей соединяла Зеленую угловую с предыдущей Проходной, а две другие двери соответственно вели в Тронную Марии Федоровны и Греческую галерею.
Смежная с Зеленой угловой Тронная Марии Федоровны двумя окнами выходила на Парадный двор. В комнате было две двери: одна из них соединяла Тронную с Белым залом, а вторая выходила на открытый балкон - террасу перед Белым залом, с видом на парадный двор.
При Орлове это была одна из самых изящных комнат во Дворце, которая называлась Китайской. Затем эта зала была заново переделана Бренной в 1790-х годах. При Павле в великокняжеский период комната именовалась картинной, так как в ней было размещено небольшое, но ценное собрание картин. На стенах, затянутых малиновым штофом, симметрично разместились подобранные по формату полотна известных западноевропейских художников.
После того как Картинная комната была превращена в Тронную, из нее была убрана вся мебель за исключением большого золоченого стола, заставленного порфировыми вазами и скульптурами. Между двумя окнами, выходящими на парадный плац, было размещено тронное место. На возвышении, обитом малиновым бархатом и увенчанном таким же бархатным балдахином с золотым шитьем, стоял трон.
На противоположной стене находится мраморный камин, над которым было повешено зеркало в роскошной позолоченной раме. Плафон украшало панно "Венчание Ариадны с Вакхом".
Блок комнат Марии Федоровны как бы преграждал сообщение Арсенального каре с парадными залами дворца. Поэтому через Тронную Марии Федоровны весьма часто дефилировала вся императорская семья вместе с придворными. Дело в том, что из Арсенального каре, где находился театр, посещаемый весьма часто, не было хода в парадные апартаменты иначе как через "внутренние покои" Марии Федоровны, по крайней мере, через Тронную императрицы, входившую в их число. (Л.А. Кашук "Гатчина 18 - начала 20 века")
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7