ПЕРВЫЙ ЭТАЖ (ЧАСТЬ 2)
После Знаменной комнаты располагались личные комнаты Павла. На стенах смежной со Знаменной Туалетной Павла был размещен ряд картин. Среди них наибольший интерес представляли вид Гатчинского дворца со стороны Белого озера кисти Семена Щедрина и "Охота на оленя в Шантильи" работы Ж.-Б. Лепана, запечатлевшего наиболее интересный момент грандиозной охоты в Шантильи. Охота выходила в программу трехдневных празднеств, которые дал принц Конде в честь "графа и графини Северных" - Павла и Марии Федоровны, путешествовавших по Европе под этой вымышленной фамилией.
Из Туалетной комнаты была видна темная Винтовая лестница. Эта лестница поднималась из подвалов, где находился вход в подземный тоннель, сооруженный при Орлове. Но для Павла он имел особое значение: в случае крайней необходимости этим тоннелем можно было тайно выйти к берегу Серебряного озера. Винтовая лестница в то же время соединяла все три этажа дворца и, в частности, комнаты Павла с внутренними покоями Марии Федоровны в среднем этаже. лестница была узкая, темная, крутая, но ей пользовались часто в те дни, когда "выход" происходил из нижнего этажа наверх и далее из Тронной в парадные покои. Этим же путем происходил нередко выход на прогулку в сад, чтобы, захватив ожидавшее в Кавалергардской зале "собрание", спуститься опять вниз, но уже по парадной лестнице и с главного подъезда.
В первом этаже дворца располагался Овальный кабинет Павла 1, спроектированный В. Бренной в 1790-е годы. Из ряда картин западных мастеров, украшавших Овальный кабинет, выделялись пейзажи П. Вувермана и "Деревенская свадьба" Н. Ланкре, а также отличные тканые портреты Генриха 4 и Сюлли, изготовленные на Парижской гобеленовой мануфактуре. Над кроватью Павла были развешены характерные для 18 века галантные сцены - иллюстрации к произведениям французского писателя Лафонтена.
Личные комнаты Павла отапливались кафельными печами, изготовленными в 1780-1790-х годах. Особенно эффектной была печь в Овальном кабинете, декорированная каннелированными коринфскими пилястрами и завершавшаяся скульптурной композицией из военных трофеев.
После гибели Павла 1 его жена Мария Федоровна перевезла его личные вещи из Михайловского замка в Павловский дворец. В свою очередь, после смерти Марии Федоровны в 1828 году Николай 1 перевез все вещи в Гатчинский дворец, где они были помещены в Овальном кабинете. Здесь стояла его походная кровать, хранилась его одежда, шпага и трость.
Дверь из Овального кабинета вела в тесную пятиугольную Башенную комнату, или Башенный кабинет. Комната имела необычный вид, напоминая кабинет антиквара. Здесь находилась небольшая библиотека, примерно в 200 томов, книгами из которой Павел пользовался наиболее часто. Книжные шкафы были заполнены редкими изданиями в сафьяновых переплетах; на книги навалены папки с планами и гравюрами. На аналое под финифтяной иконой лежала Библия, которую Павел беспрестанно читал. После гибели Павла обстановка кабинета многие годы оставалась неизменной.
Павел был глубоко религиозным человеком. В подтверждение данного факта часто приводится отрывок из воспоминаний Н.А. Саблукова, который во время своих дежурств в Гатчине рядом с Башенным кабинетом нередко слышал "вздохи императора, когда он стоял в молитве". Саблуков писал: "Еще до настоящего времени показывают места, на которых Павел имел обыкновение стоять на коленях, погруженный в молитву и часто обливаясь слезами. Паркет положительно протерт в этих местах". Кроме того, сохранились выписки, сделанные великим князем при чтении Библии в 1780-е годы.
Рядом с Приемной находилась темная Ружейная комната "без окон, единственная, сохраняющая тепло от печки". В эту комнату, по словам графини Головиной, перенесли кровать больного императора.
Последняя из личных комнат Павла, полутемная, с одним окном, называлась Камердинерской. На ее стенах висели пейзажи Павловска и Гатчины, написанные И.Я. Меттенлейтером, позднее перенесенные в комнаты верхнего этажа.
Когда во дворце не было гостей, Павел зачастую один или с Марией Федоровной обедал и ужинал в комнатах нижнего этажа. Поэтому рядом с апартаментами Павла в левой части первого этажа располагались комнаты, обслуживавшие "личный стол" императора: Собственная кофишерская и Официантская.
После смерти Павла 1 по завещанию Гатчина перешла в собственность императрицы Марии Федоровны. В 1809-1811 годах в Гатчину был приглашен архитектор А.Н. Воронихин, который одновременно занимался восстановлением интерьеров Павловского дворца после пожара. Среди поставленных перед ним задач по переделке интерьеров прежде всего было оборудование дворца "на случай зимнего пребывания". Основные работы проводились в комнатах Павла 1 в нижнем этаже центрального корпуса: так, в частности, были сняты со стен комнат штофные "цветные" обои и сделана новая отделка. Росписи плафонов и живописные бордюры также были выполнены заново. (Л.А. Кашук "Гатчина 18-начала 20 века")
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3