Неоднократно слышал утверждение, мол – «В августе 44-го» — это лучший фильм о войне, снятый за последние 30 лет. Что же, наконец-то я его посмотрел и готов поспорить с этим утверждением.
Во-первых, если брать традиционное представление о том, что такое в нашем понятии фильм о войне – «В августе 44-го» не подходит под это определение. В традиционном представлении фильм о войне – это немцы, наши, какие-то боевые сцены, в общем, фильм, жанр которого мы можем определить не иначе как «военный». Ну, может, ещё «драма». «В августе 44-го» - это прежде всего «детектив», всё остальное уже вторично. Военные гимнастёрки можно смело заменить на милицейскую форму и перенести действие на десять лет вперёд – ничего не поменяется.
Кто-то со мной не согласится: ведь действие происходит в военное время, стало быть, фильм о войне! Так-то оно так, но тогда и фильм Веры Глаголевой «Одна война» надо поставить в один ряд с военными фильмами. А в нём, я напомню, на далёком северном острове маются кумушки, родившие детей от немцев. Вот и вся война.
Так, погодите возмущаться, я не сказал, что фильм «В августе 44-го» плохой. Как детектив он вполне неплох, финальная сцена в лесу снята, по-моему, просто отлично. В ней Евгений Миронов крайне талантливо прикидывается простачком, сцена держит зрителя в напряжении от первого до последнего кадра.
Я пытался посмотреть этот фильм лет десять назад, но через полчаса заскучал, начал зевать, отложил его и до сегодняшнего дня как-то рука не поднималась его досмотреть.
Зря так долго тянул, фильм действительно неплохой.
Капитан СМЕРШ Алёхин (Евгений Миронов) вместе со своей оперативной группой пытаются выйти на след диверсантов, которые регулярно выходят в радиоэфир предположительно из ближайшего леса. Собственно, об этом весь фильм – показана работа по выявлению и ликвидации вражеских шпионов. Нельзя сказать, что эта работа показана сверхувлекательно, но всё же было интересно посмотреть, как действуют сотрудники СМЕРШ, как они методом проб и ошибок всё-таки выходят на след шпионов.
Помимо Евгения Миронова я бы отметил актёрскую игру Владислава Галкина. Что-то мне подсказывает, что создатели сериала «Диверсант» вдохновились именно этим фильмом и конкретно – игрой Галкина и написали свой сценарий специально «под него».
Но не все актёры отработали «на отлично». Молодой «Ури Колокол» (он же Юрий Колокольников) не вывез в сцене на вокзале, когда его персонаж увидел, что его бывшие однополчане уезжают на фронт, а он остаётся «за шпионами бычки собирать». Когда он приговаривает: «Не хочу, не хочу!» - ему просто не веришь.
Алексей Панин (признан в РФ иноагентом) в эпизодической роли переигрывает, тараща глаза, как будто ему что-то засунули в… извините.
Неубедителен в роли генерала Алексей Петренко. Когда он прибывает в штаб и устраивает разнос подчинённым, он не уничтожает их морально (как это положено в таких ситуациях), а ходит и ноет. «Почему небрит?» - бросает он Алёхину и тут же об этом забывает. Тем более, что сам он обросший, как дикобраз.
А мода на гламурную небритость берёт истоки, по ходу, из этого фильма!
Сталин жёстко ставит генералам задачи и спрашивает: «Вам всё понятно?» - «Да!» - отвечает целый генерал-полковник. И на все вопросы генералиссимуса он по-военному отвечает: «Да!» А почему сразу не «О’кей» или «замётано»?! Ещё есть вариант – «базару ноль»! Уставной ответ «так точно» когда отменили, я что-то пропустил?
В целом, повторюсь, фильм неплох. До сцены в лесу ему можно поставить 6-7 баллов из 10, сцена же тянет как минимум на 9. Песня «Маятник» Александра Градского в финале – роскошна, слушал и не выключал идущие титры. Общую оценку выводите сами.
Конечно, это далеко не самый лучший фильм, который был снят за последние 30 лет, но он явно находится где-то в топе этого рейтинга (простите за англицизмы).
Режиссёр Михаил Пташук через два года после «Августа» снял очень смешной фильм «В июне 41-го». На постере заявлено, что это приквел «Августа». Но это заявление – полная лажа, так как между этими фильмами нет ничего общего, кроме режиссёра и Ури Колокола, сыгравшего лейтенантов в обоих фильмах (в одном – Блинова, в другом – Антонова). Прикол про «Ури» как раз и пошёл из фильма 2003-го года.
А в качестве основного недостатка фильма «В августе 44-го» критики заявляют, что он является неудачной экранизацией книги Владимира Богомолова, которого так расстроил результат, что он потребовал убрать его фамилию из титров.
Книгу читал. Неоднократно. Классно написана. Рекомендую! Фильм не смотрел. Поэтому поверю автору обзора на слово. По этой книге а начале семидесятых годов по-моему на Рижсуой киностудии пытались снять фильм. Отняли треть материала. Богомолову не понравилось. Разгорелся его конфликт с режиссёром. И фильм прекратили снимать, списав большие убытки от затраченного на снятый материал (наверное, уникальный случай в нашем кинопроизводстве). Так щепитильно относились к кино в СССР. И может то, что не сняли какую-нибудь ерунду - это и хорошо?
Читавшим книгу, тем более если неоднократно, как я, этот фильм покажется сумбурным, мало логичным и во многих сценах просто непонятным. Хотя, честно говоря, если показать (или озвучить) часть внутренних монологов, пояснений, радиограмм и шифровок /как в книге/ хорошим голосом, как у Копеляна, то надо добавить ещё серию, зато многое станет ясным и понятным в метаниях этих сыскарей, а их поиски приобретут смысл и целевую направленность. Игра основных актёров (кроме непонятного Ури), добротна и профессиональна.
Денис, конечно при твоём дефиците времени, может и трудно выкроить время, но найди эту книгу и попытайся прочитать. Там очень большую смысловую роль играют все эти размышления, шифровки, радиограммы, но так, как они органично вплетены в повествование, то позволяют пояснить-выяснить одно или другое действие, дают понять, почему сделали именно так. Ближе к концу повествования там этими вставками так поднимают градус напряжения, что почти сам ощущаешь, насколько накалена была обстановка в районе поиска. В кино такое трудно сделать. Ну и сама тема, слог и описания в книге отличаются от фильма. Хотя, скорее сказать - фильм отличается, не могу сказать, что хуже или лучше, но по другому, всё-таки разные жанры и возможности отображения. За "класс" - благодарен и рад, что пришёлся по душе!
Самый лучший фильм про контрразведку ВОВ.Смотрел этот фильм на vhs. А потом на dvd. Грёбанные правообладатели сильно изрезали фильм на dvd. А главное, убрали сцены, где как раз всё и объясняется. Поэтому некоторым зрителям он показался нелогичным. Полная версия, если не ошибаюсь, примерно 1 час 50 минут.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 6
Неоднократно.
Классно написана.
Рекомендую!
Фильм не смотрел.
Поэтому поверю автору обзора на слово.
По этой книге а начале семидесятых годов по-моему на Рижсуой киностудии пытались снять фильм.
Отняли треть материала.
Богомолову не понравилось.
Разгорелся его конфликт с режиссёром.
И фильм прекратили снимать, списав большие убытки от затраченного на снятый материал (наверное, уникальный случай в нашем кинопроизводстве).
Так щепитильно относились к кино в СССР.
И может то, что не сняли какую-нибудь ерунду - это и хорошо?
За "класс" - благодарен и рад, что пришёлся по душе!