ПРАЗДНОВАНИЕ 19 декабря (6 декабря по старому стилю)
С первых лет существования Спасо-Преображенского собора [Тамбова] в местном ряду иконостаса верхнего храма, в приделе Николая Чудотворца, пребывала икона Казанской Божией Матери – образ древнего письма, обложенный серебряным позолоченным окладом. Сведений о том, откуда в Тамбов был привезен список с почитаемой царским родом Романовых иконы, – из Рязани или из Москвы, – не сохранилось. Дореволюционные источники сообщают о чудесах, которыми прославился иконный образ, и его большом народном почитании. В 1667 году с южной стороны тамбовской крепости, на реке Цне, во имя иконы Казанской Божией Матери возвели мужской монастырь.
В 1682 году была учреждена Тамбовская епархия. Вторым ее епископом стал бывший архимандрит Вяземского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря Питирим. Известно, что по прибытию в город в марте 1686 года он на всех крепостных башнях с проезжими воротами распорядился поместить Богородичные иконы и образ с Распятием. Предание рассказывает, что иконные образы были написаны самим Святителем, который в юношеские годы, проведенные в Вязьме, обучался иконописанию. Так на южных воротах тамбовской крепости, под стенами которой располагался Казанский мужской монастырь, и где начиналась дорога на Астрахань, появилась икона Казанской Богоматери.
В 1694 году святитель Питирим заложил каменный одноименный собор (третий по счету). 6 декабря того года (по старому стилю в 1695 году), в день Николая Чудотворца, от Казанской Тамбовской иконы произошло первое чудо, описанное в летописи. Из очей Божией Матери потекли слезы, которые капали на пелену, находившуюся под иконой: «…и не яко вода померзает, бе бо мраз, но текущии на той пелене, аки в губу, скрывашеся, и та мокрота на пелене пребысть, дондеже изше, и сице бысть до славословия того же утренняго пения». Свидетелями чуда стали стольник и воевода И.И. Леонтьев с супругой, большое число горожан, протопресвитер Сергий, священники и казначей архиерейского дома иеромонах Гавриил, который письменно описал знамение для памяти потомков. С того времени началось почитание Тамбовской Казанской иконы как чудотворной. Она «посетила много домов в городе и за городом и осушила немало слез у разного рода несчастных».
Спасо-Преображенский кафедральный собор, строительство которого было прекращено после мироточения иконы, был достроен в камне лишь в 1799 году.
В 1861 году, при епископе Тамбовском и Шацком Феофане (Говорове, Затворнике Вышенском), Казанская Тамбовская икона продолжала храниться в кафедральном соборе, в нижнем храме, и имела новую серебряную позолоченную ризу «с венцами в лучах», чеканной работы; венцы на Божией Матери и Младенце Иисусе были унизаны стразами, топазами и бирюзой; звезда на убрусе Богородицы – выложена стразами и украшена искусственным бриллиантом, звезда на плече украшена аметистом. Икона помещалась под стеклом в деревянной резной позолоченной раме.
В тот период сохранялся и образ Казанской Богоматери, написанный епископом Питиримом для южных ворот города. После того, как разобрали крепостную башню, эту икону перенесли на второй этаж Спасо-Преображенского кафедрального собора.
Обе иконы Казанской Богоматери были утрачены в советский период в результате музейного «хранения» (в 1930 году Спасо-Преображенский собор вместе с иконостасом был передан краеведческому музею).
Сегодня изображения почитаемых икон сохранились лишь в качестве иллюстраций в одной из дореволюционных книг, посвященных святителю Питириму Тамбовскому.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев