Не менее достойна фильма и история жизни самого Евсея. В тревожные послереволюционные годы появление в семье кузнеца Якимова, где уже подрастало десять детей, одиннадцатого, необычного чада земляки восприняли как нехороший знак. И то: у младенца - ни рук, ни ног. Вместо одной - только кривой отросточек, напоминающий культю, с тремя крючковатыми пальцами. Соседи шептались: неужто выживет? Он же беспомощен как овощ, как же существовать будет! Но Якимовы чужих россказней не слушали, только сплотились семьей, чтобы вывести последыша в люди.
О каких-то особых условиях для инвалидов, понятно, в те годы не рассуждали. Когда пришло время идти Евсею в школу, сшили заплечный мешок, в котором старшие носили его на занятия, а в классе соорудили специальную лежанку и стол, чтобы безрукому было удобно учится писать. Смастерили так же ручку с особыми креплениями на пальцах ноги, и мальчик начал выводить буквы на удивление красивым почерком.
В деревне была только начальная школа, желающим учится дальше нужно было топать в соседнее село за десятки километров. Так далеко носить Евсея на загривке никто не решился. Но учителя не оставили без внимания талантливого и любознательного мальчика, организовали своеобразное дистанционное обучение. Время от времени привозили или присылали по почте задания, и Евсей на лежанке в избе грыз гранит науки, а также карандашом рисовал все, что видел: деда на лавке, кота, березку за окном. Однажды тетради инвалида, исписанные красивым почерком, увидели в сельсовете и попросили написать плакат в местный клуб. Домашние удивились, когда Евсей попросил расстелить посреди комнаты кумач, развести белую краску и с кисточкой в зубах стал ползать по полу. Буквы выводились на удивление ровные, а чтобы видеть перспективу, мальчик просил время от времени поднимать его к потолку. Так началась художественно - оформительская карьера уральского самородка.
- У Евсея был друг Андрей, слепой от рождения. Они вместе умудрялись ходить в лес по грибы и ягоды. И на зарисовки пробирались в самые живописные места округи. Андрей везет коляску, Евсей подсказывает, где лучше пройти. Большинство пейзажей появились на свет благодаря такой дружбе. - рассказал племянник художника Евгений Якимов. - Но в основном работал дома. Самый большой мольберт был размером два на два метра. По указанию дяди мы, ребятишки, либо подносили полотно к окнам и ставили вертикально, либо укладывали на пол. Тут же выставляли краски, банки с керосином для мытья кистей, тряпку. Работая на полу, дядя перекатывался по полотну, нанося краску кистью в зубах.
Нет комментариев