Ежегодно, 16 мая, возле здания УГИБДД на улице Куйбышева 7 г. Симферополя можно увидеть группу пожилых людей, которые радостно жмут друг другу руки, обнимаются, о чем-то оживленно беседуют. Кто они, почему эти пожилые люди каждый год в этот день приходят сюда?
День 16 мая 2019г для этих людей будет особенный. Ровно 50 лет назад, в Крыму, постановлением Совета Министров СССР был создан специализированный дивизион ГАИ (СОДДПС)
Но давайте сначала вспомним пред историю создания дивизиона. В 50-х годах на трассе Москва – Симферополь была создана дорожная милиция. Возглавлял ее специальный отдел, находящийся в Москве, а сама дорога была разделена на отрезки, которые обслуживались соответствующими взводами дорожной милиции.
Именно такой взвод существовал в Симферополе. Оперативно личный состав подчинялся московскому отделу, даже зарплату получали оттуда. Московская трасса от Симферополя до Чонгара протяженностью 130 км. была поделена на отдельные участки, за которыми были закреплены постоянные инспектора. На отдаленных от Симферополя участках (Красногвардейск, Джанкой), на должность инспектора, назначались работники милиции, проживающие поблизости от закрепленных трассы. На службу они заступали самостоятельно, доложив по телефону об этом дежурному в Симферополь. По телефону же получали инструктаж об оперативной обстановке.
Кроме надзора за движением транспорта инспектора принимали участие во всех мероприятиях, проходивших на дорогах Крыма, от массовых спортивных, до сопровождения правительственных делегаций и глав государств. Все эти мероприятия осуществлялись на мотоциклах, автомобилей в подразделении попросту не было, был один потрепанный ГАЗ-69 в дежурке, да и мотоциклы были далеко не первой свежести.
Вот как вспоминает А.Г.Лысяков в интервью журналистам об одном из своих мотоциклетных сопровождений в то время, главы страны Н.Хрущева.
«У нас никаких машин тогда не было. Я с ним на мотоцикле везде мотался. Он был непредсказуемый в выборе маршрута и принятии своих решений, мог в любой момент изменить план поездки. По трагическому стечению обстоятельств, лидер Компартии Италии умер в августе 1964 года от сердечного приступа в Артеке. Его тело вызвался везти в аэропорт сам Хрущев. Гроб погрузили в микроавтобус РАФ. А на решетке радиатора кто-то умудрился прикрепить портрет Пальмиро Тольятти с траурной ленточкой. Во время подъема на Ангарский перевал двигатель закипел. Повалили клубы пара, машины встали. Никита Сергеевич потребовал переложить гроб в его машину, в открытый серый ЗИЛ-111 и всю дорогу до аэропорта придержал его руками.»
Почему именно в Крыму было создано одно из первых строевых специализированных подразделений ГАИ?
В октябре 1964 года произошла смена в руководстве СССР. Главой государства стал Л.Брежнев, а его летней резиденцией в Ялте стала госдача «Нижняя Ореанда». В одних источниках утверждается, что врачи рекомендовали Брежневу крымский климат, как наиболее подходящий для его здоровья, в других, он отказался от Пицунды, потому что это была резиденция его предшественника Хрущева.
За Брежневым в Крым отправилась и вся советско-партийная элита, располагаясь согласно рангу в санаториях и на госдачах Нижней Ореанды, Мисхора, Мухалатки и Фороса. Движение на трассе особо важных персон приобретало интенсивный характер, кроме руководителей СССР в Крым стали прибывать, для встречи с Брежневым, и главы иностранных государств.
Кроме того, интенсивность движения на дорогах Крыма в летнее время года значительно увеличилась из за потока автотуристов, приезжающих на отдых с разных уголков страны и зарубежья.
К этому времени в МВД СССР были разработаны типовые штаты строевых подразделений дорожного надзора. Для контроля над движением транспорта, обеспечения безопасности и организации специальных мероприятий по сопровождению, на 150-километровой магистрали Симферополь (Аэропорт) - Ялта – Форос, на базе существовавшего взвода дорожной милиции, 16 мая 1969 года приказом МВД УССР и был создан в Крыму дивизион ДПС с приставкой – «специализированный».
На весь Союз таких подразделений было сначала всего три. Один в Москве – на трассе «Внуково – Кремль». Второй в Сочи – на трассе «аэропорт Сочи – Пицунда». Третий в Крыму – на трассе «аэропорт Симферополь – Алушта – Ялта – Форос».
По штатам дивизион состоял из трех линейных взводов, расположенных в Симферополе, Алуште, Ялте и отдельного взвода сопровождения (эскорта). Всего -103 сотрудника.
Для выполнения поставленных задач дивизион стал оснащаться авто-мото техникой, средствами радио связи, другими техническими средствами. Дивизион получил для эскорта 20 мотоциклов К-750 с коляской белого цвета, большую партию патрульных мотоциклов, два автомобиля ГАЗ-21 «Волга» специальной милицейской окраски. К середине 70-х в автопарк дивизиона стали поступать ГАЗ-24 и мото «Урал».
Вспоминается эпизод, когда в аэропорту к нам подошел представитель московского 9-го отдела КГБ и раздраженным тоном спросил, почему на подъеме с Алушты на Ангарский перевал мы резко снизили скорость движения. На что Лысяков спокойно ответил:- «А что нам прикажите делать. На ваших «ЗИЛ» и «ЧАЙКА» под капотом двигателя в 300 л.с., а у наших машин 90 лошадок.» Московский офицер не поверил. Пришлось открывать капоты наших волжанок и показывать ему двигателя. С этого момента для сопровождения в дивизион начали поступать только ГАЗ-24-24 с двигателями 200 л.с.
Правда и эти волжанки были далеко не совершенны. Мощные двигателя работали на 98-м бензине, сжигали до 26-ти и более литров на 100 км. А на автомобиле были установлены серийные 50 литровые бензобаки. Проведя сопровождение, с Аэропорта до Фороса, обратно на базу, без дозаправки можно было и не вернуться. Более того, 98-й бензин был только на специальных автозаправках Симферополя, Ялты и Севастополя. На других заправках Крыма его просто не существовало. Возить с собой в багажнике канистры с бензином, в целях безопасности было запрещено. Поэтому при сопровождении правительственных и зарубежных делегаций по регионам Крыма, приходилось затаривать канистрами дополнительный автомобиль и отправлять его по маршруту как заправщика.
Кроме того, на автомобиле был установлен тяжелый чайковский двигатель, экипаж из двух человек тоже находился впереди, а задняя часть авто практически была не нагружена, поэтому заднеприводная волжанка постоянно стремилась к заносу. Особенно это было заметно на мокрой, скользкой дороге. Наши умельцы, в противовес двигателю, установили в багажнике металлическую плиту весом почти 100 кг, а для дальности хода дополнительный бак на 80 литров. Ходовые характеристики автомобиля значительно улучшились. Вскоре предприятие в Горьком, занимавшееся переоборудованием и комплектацией данного автомобиля, опираясь на наш опыт, стали устанавливать 90-то литровый бензобак и утяжелять плитой багажник.
Вскоре крымский дивизион стал одним из лучших. К нам, для обмена опыта работы, со всех уголков страны начали приезжать руководители аналогичных подразделений. А показать нам было что. Это и досконально выверенная дислокация постов не только на основной трассе, но по всем дорогам и объектам Крыма, схемы отвода транспорта, кодовые пункты прохождения сопровождения, по которым инспектора на постах ориентировались, где находится сопровождаемая колонна, что и как им действовать по каждому пройденному пункту. Много что было показать и по усовершенствованию авто-мото транспорта и другим техническим средствам.
Однажды с Москвы командиру позвонил наш зампотех Носань, поехавший туда за запчастями. «Командир, тут на складе лежит мощная чехословацкие громкоговорящая аппаратура. Что с ней делать никто не знает. Предлагают нам. Брать?» Лысяков ответил:- бери, разберемся. Так у нас появилось 500 ватная аппаратура фирмы «Тесла». Решили установить ее на крыше автомобиля. Но выяснилось, что тяжелая установка прогибает крышу, а проблесковый маячок слепит водителя сопровождаемого автомобиля. Наши Кулибины и здесь нашли решение. Сняли обшивку потолка салона, усилили крышу изнутри металлической дугообразной пластиной, заднею часть маячка заклеили черной светонепроницаемой бумагой. Проблема была решена.
Наш опыт применения ГУ-500 фирмы «Тесла» разошелся по всей стране. Валявшаяся ранее на складах эта аппаратура, мгновенно стала большим дефицитом.
К концу 70-х годов дивизион был реорганизован в батальон численностью в 153 сотрудника. В штатах батальона осталось только три сержантских должности – это помощники дежурного, весь остальной инспекторский состав стал офицерским. Вскоре в Ялте была создана рота ДПС. Ялтинский участок трассы до Фороса был переподчинен роте, а в Симферополе создан еще один линейный взвод. В это же время Л. Брежнев и ряд других членов политбюро, по состоянию здоровья, стали приезжать в Крым поездом. В тридцати километрах от Симферополя, на железнодорожной станции «Пролетная» была построена платформа для принятия поезда и небольшое здание вокзала. Надзор за движением транспорта на сорока километровым участке Московской трассы и стационарном посту «Октябрский» был возложен на батальон.
Кроме задач по организации безопасного проезда высших должностных лиц, на подразделение возлагались и другие. Надзор за движением транспорта, контроль за перевозкой и сопровождением негабаритных грузов, сопровождение колон автобусов с детьми, прибывающими в крымские пионерские лагеря, оказание помощи в надзоре за движением сельским районным подразделениям ГАИ Крыма, проведение и сопровождение массовых спортивных мероприятий, сопровождение других не правительственных союзных и зарубежных делегаций, воинских и сельскохозяйственных колон.
Сотрудники батальона принимали участие в проведении «Олимпиады-80» в Москве, ликвидации последствий Чернобыльской трагедии и землетрясения в Степанакерте, были задействованы в миротворческом контингенте в Нагорном Карабахе.
Неоднократно сотрудники батальона приглашались для участия в кинофильмах, которые снимались в Крыму многими киностудиями.
На службу в батальон принимались лица с высшим и специальным техническим образованием, это были профессионалы своего дела, люди готовые в любой момент придти на выручку участникам дорожного движения.
Капитан В. Ямковой и мл. лейтенант М. Петрухин на патрульном автомобиле спускались с Ангарского перевала в Алушту. Вдруг их на большой скорости обогнал военный ЗИЛ-130, высунувшейся в окно по пояс военный, встречному транспорту размахивал руками, с колес валил густой дым, в воздухе стоял знакомый запах сгоревших тормозных колодок. Сотрудники ГАИ поняли, неопытный водитель перегрел на спуске тормоза. На трассе троллейбусы, автобусы, может произойти беда. Включив сирену и все световые сигналы, они обогнали ЗИЛ, двигаясь впереди, предупреждали и останавливали встречный и попутный транспорт. Только через пять километров, в самой Алуште, на подъеме, прижавшись к опорной стенке, водитель ЗИЛ смог остановиться. Тут выяснилось, что водитель, пытаясь включить пониженную передачу и затормозить двигателем, порвал еще и коробку передач. За проявленный профессионализм, находчивость в предотвращении серьезного ДТП на трассе, В.Ямковой и М. Петрухин были награждены именными часами министра МВД УССР.
Для выполнения поставленной задачи по обеспечению безопасности во время сопровождения сотрудники батальона готовы были пойти на самопожертвование.
Это был последний этап чемпионата СССР по велоспорту, многодневная велогонка на приз газеты «Социалистическая индустрия». Стартуя в Ялте, велогонщики должны были финишировать в Симферополе. По не писаным традициям, спортсмены последний этап всегда объявляли «этапом дружбы», поэтому 130 велогонщиков двигались плотной группой, мирно крутя педалями, заняли всю проезжую часть трассы. Сзади в два ряда судейские машины и технички тренеров. В начале подъема на перевал, от движущихся впереди на мотоциклах инспекторов, по радио поступило сообщение:- водитель ГАЗ-66 не выполняет требования по остановке, с увеличением скорости движется навстречу велогонке. Старший лейтенант Василий Ищенко, двигавшийся впереди в ста метрах от велосипедистов. Инспектор понял, если не остановить автомобиль, он врежется в появившуюся из за поворота группу велогонщиков. Поэтому он направил свой мотоцикл с коляской в лоб грузовику. Водитель не рискнул сбивать милицейский мотоцикл, попытался объехать его, но не справляется с управлением автомобиля, вылетает через кювет в виноградник, сбивая при этом троллейбусную опору. Как выяснилось позже, водитель ГАЗ-66 находился за рулем в сильной степени алкогольного опьянения, воспринял требования к остановке как проверку и решил скрыться.
В сентябре 1974 г, для вручения городу-герою ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» в город Керчь прибыли Первый секретарь ЦК Компартии Украины В. Щербицкий и Министр обороны СССР маршал А. Гречко. Руководством города была подготовлена обширная программа по посещению ведущих предприятий города и памятных объектов. Первым в программе был завод «Залив», но Щербицкий буквально за минуту до выезда изменил маршрут на завод «Войкова». Постов регулирования по программе там не было. Лысяков по радио дал команду инспекторам первого взвода, находившимся по близости, передвинуться на новый маршрут, а сам как мог замедлил движение колонны, чтобы инспектора успели встать на посты. На одном из участков трасса пересекалась с маневровочными железнодорожными путями . Находившийся там лейтенант А. Федосеев увидел приближавшуюся к переезду колонну сопровождения и одновременно медленно движущийся к переезду тепловоз с тремя товарными вагонами. Если допустить выезд тепловоза на переезд, образуется надолго пробка в движении. Федосеев встал на железнодорожные пути с поднятым вверх жезлом. Машинист сигнал понял и остановил тепловоз. Керченские коллеги потом шутили, эти сумасшедшие симферопольцы , если потребуется и корабли в море остановят.
В истории дивизиона был еще один довольно интересный эпизод. В начале 70-х годов в кабинет командира дивизиона зашла черноволосая девушка. Ее заявление буквально ошарашило Лысякова:- «Хочу работать у вас инспектором ГАИ.» К тому времени Нина закончила автодорожный техникум, была член партии, разрядницей по авто спорту. Доводы Азамата о том, что это не женская профессия, Нину не убеждали. Несколько дней подряд она приходила к Лысякову и настаивала на своем. Наконец Лысяков и начальник УГАИ Михайлютенко Ю.Т. сдались. Настойчивую девушку приняли на службу в дивизион. Так в дивизионе появилась единственная женщина на должности старший инспектор ДПС. На пенсию Шевченко Нина Лукьяновна ушла в звании капитан милиции.
Это был дружный, сплоченный коллектив. Сотрудники были готовы всегда придти на помощь друг другу не только по службе, но и в быту.
Семейные пикники, коллективные новогодние вечера, отдых на море. Руководство батальона поощряло такие мероприятия, предоставляя по взводно выходные дни, прекрасно понимая, чем крепче у личного состава семейный тыл, тем успешнее его служба. Любили парни с юмором и пошутить друг над другом. Помню, возвращались как то с командировки в Армянске. Ребята умудрились где то поймать ворону и засунули ее в багажник коляски мотоцикла одного из коллег. По приезду на базу он открывает багажник, от туда с криком вылетает перепуганная ворона. Вокруг дружный хохот: - «Леня отправил жене почтовую ворону – « Прибыл, скоро буду, грей обед.»
2004 году на Украине пришла к власти оранжевая демократия. Вскоре в Киеве разразился скандал, господину А. Яценику, главе Верховной Рады, якобы где то, кто то из работников ГАИ показал средний палец. Бывший на тот момент министром МВД Юрий Луценко заявлял, что обязательно ликвидирует ГАИ. В июле 2006 года уже сам президент Украины Виктор Ющенко заявил, что в Украине больше никогда не будет ГАИ и своим указом распустил эту структуру МВД. Три человека, с «образованием дворника» в один момент разрушили все, что десятилетиями создавалось и совершенствовалось в организации безопасности дорожного движения. Крымский специализированный батальон ДПС был ликвидирован.
Правда через год, когда аварийность на дорогах зашкалила, спохватились, начали восстанавливать разрушенное. Батальон был возрожден, но уже в несколько реформированном виде.
Стехин В.Н..
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев