О болгарском происхождении гагаузов.
В течение 150 лет исследователи спорят о происхождении гагаузов и в настоящее время приняли окончательный вывод, что гагаузы - это конгломерат тюркских племён из печенегов, узов, куман, болгар, главный из которых является гек огузский.
Но это чисто политическое решение, очень далёкое от истины. Еще в 90-х годах 20 в. болгарский профессор С. Димитров писал, что «происхождение гагаузов - это одна из самых больных тем болгарской истории, этнографии и лингвистики. И эта тема не разработана». С мнением болгарского учёного нельзя не согласиться, однако гагаузская тематика сформировалась под воздействием недругов болгарского народа .
На самом же деле болгарское происхождение гагаузов не может быть предметом для спора, потому что прадеды гагаузов в течение ста лет после переселения в Буджак САМИ свидетельствовали о том, что они чистые болгары, которые языково отуреченные.
Естественно, что и российские военачальники: Багратион, Ланжерон, Кутузов, Ришелье, Юшневский , как во времена переселения, так и позже, фиксировали их болгарами, в отличие от молдаван, греков, арнаутов. То же самое делали и попечители задунайских переселенцев: И. Инзов и И. Иванов, поэты А. Пушкин, Венелин, чиновники В. Скальковский, Защук, академик Кёппен, Державин и другие в 19- начале 20 в.
В таком случае возникает вопрос:
если прадеды гагаузов САМИ признавали себя болгарами и не мыслили себя иными;
если военные и административные чины однозначно выделяли их как болгар;
если при появлении в 1869 г. ВПЕРВЫЕ версии о тюркском происхождении гагаузов главный попечитель И. Иванов подчёркивает, «что гагаузы САМИ признают себя чистыми болгарами и помнят, что их деды говорили на болгарском языке»;
если священник Д. Чакир через 20 лет, в 1892г. восклицает, что благодаря Богу они сохранили имя болгарин и болгарское происхождение;
если П. Драганов в начале 20 в. отмечает, что гагаузы настойчиво утверждают, что именно они болгары, а не тукане, говорящие на славянском;
если переселенцы в 1908 г. из бессарабской Чадыр-Лунги, Копчака, Гайдар в Казахстане, Сев. Кавказе, Приазовье и по сей день называют себя болгарами;
если бывали случаи, когда на смертном одре в начале 20 в. гагаузы последние слова произносили на болгарском языке, то какие могут быть споры и «научные версии» относительно этнического происхождения этой группы балканских переселенцев?
Другой вопрос относится к названию «гагауз»: для чего оно использовалось, кто первый его начал употреблять, по какому поводу и в отношении кого?
По тем же свидетельствам прадедов гагаузов обращаем ваше внимание, что слово «гагауз» было прозвищем, и об этом сообщали конкретные люди: переселенка Михалица в середине 19 в., священник Д. Чакир, колонисты Г. Занет, революционер Г. Раковски, попечитель И. Иванов, академик Кёппен в 19 в. и др.
Я хочу обратить ваше внимание на то, что мне удалось «расшифровать» название «гагауз» благодаря старожилам из болгаро-гагаузских сёл Буджака и убедиться в том, что оно было прозвищем.
Какова же причина появления прозвища « гагауз» , и какие события с ним связаны?
Итак, в 14 в. Болгария попадает под власть Османской Порты. Но в 17 в. начался кризис, который достиг своего апогея в 18 в. Этим обстоятельством воспользовались соседние, геополитические соперники в лице Австрийской и Российской империй, которые стали претендовать на территории со славянским, христианским населением на Балканах. Не случайно, в 1769 г. в Могилёве австрийский император Иосиф II и императрица Екатерина II заключают секретный договор о РАЗДЕЛЕ османских территорий. А после завоевания Крыма Россией в 1783 г. уже ставится вопрос о вытеснении турок-осман за Дунай, а затем с Балкан.
Естественно, султан, осведомлённый о шагах соперников, предпринял ответные меры, одной из которых явилось ускоренное и радикальное отуречивание населения в Северной Болгарии и Добруджи. Священник Д. Чакир сообщает, что был издан по этому поводу соответствующий ФЕРМАН-указ. Султан надеялся, что с помощью Франции и Англии- противников раздела Османской империи, он сумеет отстоять болгарские земли, где будет жить уже туркоязычное население. В этих местах, вокруг Варны, Шумена, Русе и Силистры с помощью большого присутствия военных была создана туркоязычная среда, которая воздействовала на местное болгарское население. Кроме этого, использовались ислам, греческая патриархия, раскалывающая болгар – христиан. Было категорически запрещено разговаривать на болгарском языке в общественных местах, площадях, улицах, базарах. За неисполнение этого указа, нарушители подвергались суровым наказаниям: поджигались дома, убивали и проводили акции с отрезанием языков для наведения страха. Но поскольку в своих жилищах болгары продолжали разговаривать на родном языке, то османы поставили цель вытравить болгарский язык из жилища болгарина , поэтому они стали выведывать у детей, говорят ли они дома по- болгарски, и дети по своей непосредственности невольно выдавали родителей. Чтобы не допустить этого, родители стали предупреждать детей :«гагата!» («рот , рот на замок !») , и это дало повод османам обзывать их словом «гагасыз» ( «безротый»), в котором турецкий аффикс «сыз» означает отрицание «без». Со временем «гагасыз» видоизменился на «гага сы ыз» и «гага сы вуз», и позже с выпаданием «сы» превратился в «гагауз» или «гагавуз». И наряду с формами «гага сы ыз», « гага сы вуз», « гага уз» мне удалось услышать от старожилов и такие варианты прозвища, как «гагаля» и «гагани». «Гагалями» называли переселенцев из Добруджи отдельные жители с. Табаки и Болграда, а «гагани»- жители Кортена и Твардицы. В Кубее также говорят и «гагавузи». Нет сомнений, что корнеобразующим этих прозвищ выступает слово «гага» ( «рот»).
Подводя итог в поиске причины возникновения прозвища «гагауз» из первоначального «гагасыз», отмечаем, что она относится к периоду целенаправленного отуречивания , и объектом воздействия которого были несмышленые дети.
Таким образом, прадеды гагаузов сами считали себя болгарами и не мыслили себя другими, и пожалуйста, помните об этом, чтобы всякие фальсификаторы не пудрили вам мозги , помните и о том, что «гагауз» было прозвищем, которое восходит к «гага сыз» и связано с детьми.
По этой причине, я утверждаю, что болгарское происхождение гагаузов не может быть предметом какого-либо спора, о чем подтверждают вышеупомянутые свидетельства прадедов современных гагаузов и российских администраторов.
На этом я мог бы завершить свой доклад, но в дополнение к вышеизложенному мне бы хотелось ответить на ряд дополнительных вопросов:
• Кому было выгодно считать болгарское население Добруджи неболгарами?
• Кто из болгар-гагаузов первыми «клюнули» на подброшенную версию-«утку» о тюрском происхождении?
• Как воспринимают истину современные болгары-гагаузы?
• Что необходимо сделать для восстановления нашей родственной идентичности?
И так, отуречивание болгарского населения Добруджи было политической, ассимиляционной акцией султана, зафиксированной документально ферманом-указом.
После переселения в Буджак присоединение Бессарабии в состав Российской империи и к моменту ликвидации статуса колонистов жители Болгарского водворения подверглись известным процедурам приобщения к жизни в новой империи: церковным, административным, просветительским… И естественно, наиболее ярко было выражено в стратегически важном для России районе - на пути к устью Дуная, Балкан и Проливам. Необходимо было в срочном порядке проделать то же, что делали османы- это русифицировать болгарское население в Буджаке.
В 1869 г, спустя 60 лет после переселения, в Комрате подготовили открытие училища на средства колонистов, и возник вопрос о языке обучения. Естественно, что в интересах Царской России нужно было найти авторитетный повод в качестве языка обучения утвердить русский язык, а не болгарский, о котором мечтали колонисты, надеясь возродить свою Отчизну. Была надежда, что Комратское училище станет такой же «кузницей кадров» для будущего Болгарского государства, каким была Болградская гимназия, оказавшаяся теперь в пределах Румынии. На открытие Комратского училища прибыла делегация болгар из Болграда, Измаила и др. сел, которые вошли ив состав Румынии после поражения в Крымской войне. Многие болгары протестовали, требовали, чтобы обучение в Комратском училище велось на болгарском языке. Чтобы защитить политику русификации и неитрализовать болгарких патриотов, в Болгарские колонии отправляют профессора и филолога из Одесского университета В. Григоровича, который в своем докладе отмечает, что требования болгар необоснованны, и впервые подкидывает версию о тюркском (куманском) происхождении гагаузов.
Еще через 25 лет другой российский работник спецслужб, полковник В. Мошков закрепляет версию о тюркском происхождении части колонистов, которые происходят якобы от тюрок- огузов.
Всё это была очевидная, имперская политика по «размыванию» болгарских колоний в Буджаке, и уже в 1897 г. при Первой Всероссийской переписи В. Мошков настаивает на разделение потомков болгарских колонистов на болгар и гагаузов на основе языкового различия, несмотря на свидетельства Д. Чакира, И. Иванова о том, что гагаузы помнят о своём болгарском роде, имени и происхождении.
И если имперские чиновники преследовали свои цели, то некоторые «образованные» болгары-гагаузы подхватили версию В. Мошкова, и первым из них был троюродный брат Дмитрия Чакира-это Михаил Чакир. Сам же Дмитрий этой пропаганде не поддался и до конца жизни отстаивал болгарское происхождение гагаузов.
Таким образом, Российская империя стала второй державой, которая захотела денационализировать болгар (болгар-гагаузов) Добруджи. Михаил Чакир же, воодушевленный «открытием» полковника Мошкова и перспективой быть у истоков, в 1904 г. обращается в синод русской православной церкви за разрешением издания религиозной литературы на гагаузском языке. В 1907 г. он публикует отрывок из Ветхого Завета, Богослужения, Евангелия от Матфея и тд. И даже после присоединения Бессарабии к Румынии в 1918 г. М. Чакир продолжает насаждать в сознание соплеменников тюркское происхождение болгар-гагаузов. Он издаёт брошюрку по истории бессарабских гагаузов, где предполагает, что болгары-гагаузы уже потомки турок-сельджуков. Это ли не является доказательтвом его заблудщей позиции. Мало того, М. Чакир благодарит румынское руководство за то, что оно интересуется происхождением гагаузов и их культурой. Правителям же Румынии к тому времени, неожиданно получившим во владение Болгарскую Северную и Болгарскую Южную Добруджу и Бессарабию, в том числе, и Буджак, необходимо было обитавшее в этих областях болгарское население раздробить, ослабить, ассимилировать, депортировать, румынизировать и т.д. В этом они нашли союзников в лице Турции и посла Танрёвера и стали приглашать болгар-гагаузов на учёбу в Турцию. Эти студенты, впитав дух турецкой, национальной идеологии «несли в массы» пропагандисткие выдумки о тюркском происхождении.
Сам же М. Чакир, банально клюнувший на «утку» Григоровича-Мошкова, заблудший священник получил небывалое восхваление от нынешних болгар- гагаузов, потомков на новом этапе национальной эмансипации: ему установили памятник, учебные заведения носят его имя, проводятся Чакировские чтения и т.д. , а о честном и принципиальном брате Дмитрие Чакир уже мало кто знает.
Следующим потомком болгар-гагаузов, воспринявшим подкинутую «утку» о тюркском происхождении гагаузов, стал М.П. Губогло, которого М. Чакир совместно с турецким послом Танрёвером приглашает в Турцию на учёбу. Там М.П Губогло, очарованный становлением новосозданной, турецкой нацией совместно с другими воспитанниками, продолжили дело заблудшего священника в Румынской академии.
Таким образом Румыния становится третьим государством, которая желает денационализироватьн болгар, болгар-гагаузов Добруджи по политическим мотивам. И по моему мнению, именно М.П. Губогло содействует переводу своего племянника М.Н.Губогло из исторического факультета Кишиневского университета в МГУ, по окончанию которого тот был трудоустроен в Институт этнологии и антропологии в Москве. Его научным руководителем при написании диссертации был Г. Марков, который, как и А. Баскаков, Бернштейн, Л. Покровская, оказал нужное влияние по закреплению версии о тюркском происхождении гагаузов , М.Н. получил звание кандидата исторических наук. Целая фальсификаторская машина работала на денационализацию болгар. И СССР стала 4-й державой, которая продолжила денационализацию болгар Добруджи (еще была и греческая патриархия). А М.Губогло выдвинулся главным идеологом продвижения тюркской теории.
Для примера приведу пару фактов из исторических исследований М.Н. Губогло. Он настаивает на том, что историческая провинция «Узи ейялет» переводится как «страна узов», что является грубой ОШИБКОЙ, потому что это «провинция с центром Узи», а УЗИ есть старое, османское имя города Очакова, потому что он, наиболее удаленный от Стамбула, форт на краю империи, о чём я и поведал в своей первой книге. Но М. Н. Губогло не только не признал свою ошибку, но как ни в чём ни бывало, в следующей книге ссылается на упоминание «узи ейялет» турецким путешественником Челеби с его настоящим значением.
Другой пример : в своем двухтомнике « Гагаузы в мире и мир гагаузов» он приводит статью Г.Григорова « Болгарская наука о гагаузах» , в которой , в частности , говорится :
«…Начиная с 1962 г. вопрос о гагаузах поднимался в работах болгарского тюрколога Э.Боева… По Боеву, этническое самоназвание гагаузов – «булгар», а «гагауз» - это прозвище, которое целенаправленно подменяет истинную идентичность гагаузов. Стиль работы Боева становится безаппеляционным, категоричным, когда автор анализирует мнение о гагаузах иных исследователей, гипотезы которых отвергаются не без язвительности. В то же время цельная, аргументированная точка зрения на гагаузский вопрос в его научном творчестве скорее отсутствует. Об этом говорит и название самого популярного текста Э.Боева « Не заблуждение, а ложь о гагаузах».
Зная господина Г.Григорова, его позицию, его статьи , я полагаю на 100% , что он не мог написать такое содержание об Э.Боеве . В очередной раз М.Губогло поступил нечестно, внеся свою «научную» поправку в текст Григорова. А чему тут удивляться, если М.Н. Губогло стал идеологическим агентом по денационализации болгар- гагаузов Добруджи, да и его учеба в МГУ была целенаправленной благодаря его заблудшему дяде. И таких примеров подтасовок множество.
М.Н Губогло, как и его дядя, тоже стал пешкой в продолжающейся, геополитической балканской игре, но совпадающей и с его личными, материальными и статусными интересами: не каждому удаётся из провинции устроиться в Москве, а ему посчастливилось и ясно почему. И хотя М.Н. Губогло ничем не обогатил наследие Григоровича-Мошкова, он воспитал целую группу гагаузоведов, которая скрупулёзно выискивает в болгарском етническом и фольклорном наследии своих предков «тюркские» элементы, а по всей Евразии- «братьев по крови».
Следующей парой родственников, подхвативших эстафету М. Чакир, были отец и сын Танасогло. Н. Г. Танасогло, как пишет о нём известный публицист С. Капанжи, был известным педагогом, писателем, переводчиком и директором школы. В 1941 г. отсидел в Бендерской тюрьме за поддержку советского строя. В 1970 г. была издана его книга «Буджак, Буджак», но уже после смерти. Он успел принять участие в разработке гагаузской письменности и в составлении первых учебников.
Большое влияние он оказал на своего сына Дионисия, ставшего также преподавателем, писателем и учёным. Он вместе с отцом и В.А. Глушицкой в послевоенные годы, в 1947 г. по предложению министерства просвещения МССР работал над созданием учебника для подготовительных классов . В период перестройки Д. Н. Танасогло проявляет особую активность и критикует историков за то, что они никак не могут принять окончательное решение о тюркском происхождении гагаузов, а в своих новых учебниках для 2-5 классов наделяет предков гагаузов монгольскими чертами, что является уже запредельной выдумкой, так как мы прекрасно знаем и видим, что болгары-гагаузы ничем от болгар-тукан не отличаются.
В 80-х годах Д. Н. Танасогло издаёт роман «Узун керван», в котором описывается о переселении предков гагаузов с Алтая в Среднюю Азию и затем на Балканы. А в своей обширной статье о гагаузах он пишет о том , что в 1064 г. его предки огузы переселились на Балканы, где образовали Огузское государство.
Вот таким образом безобидный турецкий аффикс «сыз» в прозвище «гагасыз» послужил поводом для возникновения огузской державы на Балканах и посодействовал империям и соседям в их хищнической политике.
А в своих наставлениях в отношении народного творчества патриарх гагаузоведения заявлял: «Нам необходимо понять, что гагаузское народное творчество имеет основой восточные традиции, обогащенные балканскими и бессарабскими чертами». И этим рекомендациям внемлют языковеды, музыканты, художники, привнося в своих произведениях восточные, «тюркские» мотивы.
А вот что он пишет об языке: « Мнение гагаузов и представителей официальных властей в прошлом о том, что гагаузы говорят на турецком языке, ошибочно…Откуда же было знать волостным и сельским писарям, что это не турецкий язык, а язык древних огузов- «хак-огузов», дошедший до Балкан и послуживший основой истории гагаузов».
Но, слава Богу болгарским тюркологам: Ю. Кирилловой, Э. Боеву, Э. Молловой, которые объяснили различия между гагаузским и турецким языками в Болгарии, и это различие нисходит к временам и причинам отуречивания, к татарам, которых переселили в Добруджу для усиления тюрского элемента, к остаткам родного, болгарского языка, особенно в синтаксисе. При языковом отуречивании, писала Ю. Кириллова, не всегда находились соответствующие замены, и потому, в так называемом «тюркче», осталось много слов из болгарского языка, заимствовали и татарскую лексику и некоторые нормы их языка, чем и объясняется различия турецкого и гагаузского языков, тем более, что нормы литературного, турецкого языка были оформлены лишь с созданием Турецкой республики в 1919 г.
Но почему-то Д. Танасогло этого не понимал, а чтобы быть более весомым в своих измышлениях в близости гагаузов к тюркским, древним племенам, Н.Танасогло изменил название « гагауз» в название «гагоуз», чтобы оно было созвучнее с названием « огуз» и даже дошёл до того, что в стихе А. Пушкина «Кирджали», строку « семействами болгары тут» позволил себе исправить на «семействами задунайцы тут».
Не правда ли , запредельное отчуждение к имени «болгары», несмотря на то, что его предки в течение 100 лет после переселения все еще продолжали называть себя болгарами…
2022 г. в Гагауз Ери объявлен годом Д. Танасогло. По случаю 100-летия со дня рождения, 07.07.2022 г. Научный центр Гагаузии совместно с Комратским университетом провели совместную научно-практическую конференцию. Были заслушаны доклады, состоялся концерт и спектакль по произведениям Д. Танасогло «Оглан и Лянка» и т.п. А на страницах гагаузских патриотов в интернете произносились пышные славословия в адрес гениального юбиляра и его творчества:
« Он давно стал Великим патриотом гагаузской культуры. Такие личности, наверное, рождаются раз в сто лет…талантливый учёный и писатель…»(С.Капанжи);
«Это легенда…нужно равняться на таких, как Дионис Ага» (М. Влах);
«Выдающийся писатель и поэт» (В. Янишоглу);
«Он не отступил от идеи национального развития гагаузов
Поэту, продюсеру, исследователю, музыканту, драматургу, профессору…»(В.Бужилова).
Найдётся ли другой такой человек, игнорирующий прямые свидетельства предков о своём происхождении, который городил бы историю своего народа на основе фантазии, откровенно выражал бы враждебность к настоящей прародине болгар-гагаузов и получил бы такой поток почтений и преклонений.
Налицо явно политический заказ в организации этого мероприятия, а многие верят этой идеологической манипуляции. Печально, что это мероприятие проводилось под эгидой двух научных учреждений –Комратского университета и Научного центра Гагаузии.
Еще один пример откровенной подтасовки. В интернете появилась публикация, в которой пишут, что гёк-огузы были названы «гагаузами» по причине принятия ими в 13веке православного вероисповедания от их легендарного сородича и христианского проповедника Сары Салтык. Но на самом деле Сары Салтык был мусульманским проповедником у крымчан , и его образ в Добруджу завезли крымские татары-переселенцы. Об этом подробно писал болгарский историк П. Мутавчиев. Что касается того, что «гёк огузы» были названы «гагаузами», то это фантазия очередного «исследователя», навеянная всё тем же аффиксом «сыз» в прозвище «гагасыз», адресованное детям добруджанских болгар , которые молчали, не отвечали османам , говорят ли они дома по- болгарски.
В конце данного доклад мне хотелось бы обратиться с такими словами: «Братья болгары-гагаузы, народная мудрость гласит : « Род и родителей не выбирают». И если в настоящее время ложная версия о своём происхождении овладела некоторыми жителями и интеллигенцией среди гагаузов Буджака , то не следует её навязывать и имя «гагауз» тем сородичам, которые об этом даже не слышали и сохранили имя болгарин и болгарское сознание, хотя и живут в Казахстане, Северном Кавказе, Приазовье , считают себя истинными болгарами так же как и недавние предки бессарабских гагаузов. Тем более возмутительно поведение бессарабских гагаузоведов, распространяющих злобный навет о некой ассимилияции со стороны Болгарского государства, об угнетении, ущемлении и т.д. А это уже откровенная ложь , откровенные выдумки, а также невежество, разжигание неприязни в среде жителей Добруджи, подвергшихся в прошлом турецкому, ассимиляционному натиску.
Ложная историческая версия привела не только к отчуждению и разделу в среде потомков болгарских колонистов в Буджаке, но и к такому досадному явлению, как отказ в предоставлении болгарского гражданства гагаузам, и теперь они вынуждены принимать румынское. Например, Вале Чумертовой, уроженке Казаклии, при подаче документов на болгарское гражданство в болгарском посольстве в Кишиневе сказали, что у нее не болгарские корни. Полнейшее невежество. Обидно, что она признает болгарское происхождение, а Болгария ей отказывет, Болгарскому государству следовало бы знать, что гагаузы- потомки чистых болгар, которых необходимо просвещать. На мой взгляд, принятие решения Парламентом Болгарии о не предоставлении болгарского гражданства болгарам- гагаузам было инициировано чиновниками, заинтересованными в отлучении болгар-гагаузов от болгарского народа. Естественно, что в этой болгарской драме определенная вина лежит и на ученых - болгаристах, которые были сторонними наблюдателями, а не борцами за истину.
А как отнестись к такому факту, что одна из гагаузских ученых стала членом Болгарской Академии наук, ведь она ученый – антиболгарист, как и большинство гагаузских ученых .
Но истина рано или поздно пробьет себе дорогу, и многие из болгар-гагаузов уже стали понимать, куда дует ветер, и какие бури возникают на почве языковых и этнических противостояний, и кому это надо. Но политический маховик запущен, и известный комратский чиновник А. Харламенко пишет, что у гагаузов нет альтернативы и что они не являются потомками ни русских, ни молдаван …
Но на этом никто не настаивает. Речь идёт о том, что гагаузы есть потомки добруджанских болгар , и поиски своих корней на Алтае, Средней Азии или среди сомнительных, книжных писаний «тюркских историков» есть ложный путь в сыпучие пески. Судьба таких проектно-конструкторских государств и наций, построенных на искусственной, языковой и антиисторичекой основе предсказуемо печальна, а нам, потомкам болгарских колонистов, не составляет никакого труда избавиться от ложного представления о прошлом и тем самым убрать ненужные препятствие, мешающее нам быть дружным населением, тем более мы видим, что многие государства - Османская, Российская, Румыния, СССР не желали видеть на Балканах большого болгарского государства, большого болгарскрго народа, хотя мы некоторым верили.
Разумеется, у меня нет никаких претензий к народам Турции, Румынии , Греции, России и СССР. Вина за расколы между людьми лежит на тех правителях и личностях, которые поддаются групповому или индивидуальному эгоистическому устремлению к некой выгоде.
Конец доклада.
Р. S. Уважаемые читатели, это полная версия доклада , имеющего общенациональное значение ( как и македонский вопрос) . На форуме «Българско наследство» в Балчике (Болгария, 24.08.2022г.) мне не дали прочитать сокращенный вариант доклада под предлогом того, что время истекло, хотя я прочитал всего лишь 0,3 страницы. Без сомнения, что это была провокация , продиктованная со стороны оппонентов организатору данного форума, с целью оградить аудиторию от истины о болгарском происхождении гагаузов.
В прошлом мне мешали издать книги, увольняли с работы, 25 лет замалчивают мои труды, чуть не задавили автомобилем…, и как видим, история повторяется.
На мой вопрос: «Кто Вас надоумил « закрыть мне рот», руководитель фирмы ответила: «Как - будто Вы не догадываетесь…». Я вначале заподозрил одного бессарабского болгарина, который раньше препятствовал издать мою первую книгу, но узнав позже, что на форуме присутствует Иванна Гексал с примарами и танцевальной группой из с. Казаклия, мое мнение поменялось. Дело в том, что И.Гексал является тюркоманкой и антиболгаристской, и не за долго до форума я критиковал ее в печати за прославление Орхонской рунической письменности, найденной в Сибири, считая ее пра-пра-гагаузской, а Славянскую письменность , не прославляют, хотя предки современных гагаузов первыми учили ее в Добрудже благодаря Науму-ученику Кирилла и Мефодия. Более того, болгары-гагаузы не отмечают День Славянской письменности 24 мая. Также я советовал ей и всем гагаузам, чтобы знали , что «уз» в названии «гагауз» никакое не название племени «огуз» («уз»), а разложенный турецкий аффикс «сыз»( «без»), чему свидетельствуют формы «гага сы-ыз», «гага сы-вуз», а его полная форма « гагасыз» («безротый») –кличка , которую давали османы детям за то, что молчали, не открывали рот, когда османы выведовали у них, говорят ли они дома по-болгарски. Естественно, что такой поворот истории оказался для И.Гексал и многих гагаузов неожиданностью и , будучи заблужденной , она борется с истиной (поэтому мои подозрения имеют основания).
Спасибо Народному собранию Гагаузии ,что приняло решение отмечать День Славянской письменности, и я этим удовлетворен и считаю моей победой.
Наши болгары-гагаузы дошли до идиотизма , обвиняя болгарские власти в угнетении, ущемлении гагаузов, ассимиляции, требовали проводить церковную службу на гагаузском языке, утверждали, что в Добрудже было Огузское государство… Своих братьев- болгар они сделали врагами, а государства и их последышей, растаптывающих и терзавших наш народ, в том числе, и прадедов гагаузов, миротворцами. Вот результат нераскрытого вопроса о происхождении гагаузов и отсутствия просветительской работы со стороны болгарского государства.
Замечу, что после того, как меня прервали при выступлении, ко мне подошли 4- 5 болгар-гагаузов из Добруджи, чтобы поддержать меня и сказать, что они на моей стороне и осуждают происшедшее.
Нельзя не возмутиться и такому факту, что Болгария перестала давать болгарское гражданство болгарам-гагаузам, несмотря на то, что их предки в течение 100 лет после переселения в Буджак (5 поколений) свидетельствовали, что они чистые болгары, в то время, как представители болгарских властей говорят, что они не имеют болгарского корня. Большей несправедливости и необъективности нельзя придумать.
Фактически, болгарские власти стали на стороне осман, русского царизма, румынских властей, греческой патриархии, СССР по денационализации болгар Добруджи. И это вопиющее явление!
А как оценить тот факт, что одну из тюркоманок, антиболгаристок, гагаузского исследователя сделали членом Болгарской Академии наук.
Хочется обратиться к болгарским правителям - Президенту, Парламенту, Правительству: До каких пор нас , болгар , будут дурачить недруги, и мы будем им верить.
Запрет на болгарское гражданство болгарам-гагаузам является хитроумным ходом по окончательному отрыву их от болгарского корня. Право на болгарское гражданство болгарам- гагаузам надо вернуть, но с условием, что они должны знать о политике отуречивания осман, что «уз» в названии « гагауз» не название племени «огуз»(«уз»), а разложенный турецкий аффикс
осознать свое болгарское происхождение и по мере сил духовно начать объединяться гагаузам, гаджалам (гагаджалам), помакам, македонцам, туканам и т.д. Мы потомки одного великого народа, и духовное объединение будет памятником нашим предкам.
В конце доклада с болью и горечью констатируем, что у болгар Добруджи( болгар-гагаузов) насильно
отняли болгарский язык , болгарское имя , болгарское происхождение , болгарское национальное сознание , болгарскую Северную Добруджу, что является ярчайшим преступлением, безбожным действием, варварством. И к сожалению, приходится отметить, что во все времена политика геноцида правителей одного государства над другими народами присутствовала. И до каких пор это будет продолжаться?!
Надеюсь на понимание болгарских властей и наших кровных братьев –гагаузов.
Д.Гургуров- создатель Кортенского музея, исследователь о
происхождении гагаузов, бывший педагог.
Сентябрь 2022г.
Комментарии 147
А то за последние лет 40 чего только не выдумывали на тему происхождения гагаузов.
Это достаточно серьёзная и достаточно длителшьная процедура. Ответ занимает около ста листов и стоит достаточно дорого.