17 января 1988 года в районе кишлака Яккатут Демократической республики Афганистан погиб командир эскадрильи пограничного авиаполка майор Карпов Владимир Александрович, прикрывая действия десанта. При очередном заходе на огневые позиции противника вертолет был поражен зенитной ракетой и взорвался в воздухе.
Владимир Александрович Карпов родился 17 февраля 1952 года в поселке Лопатково Ирбитского района Свердловской области.
В Вооруженных силах СССР с 20.08.1973 года. Закончил Сызранское высшее авиационное училище летчиков в 1977 году, служил на Дальнем Востоке.
С 1983 года в Афганистане.
Свыше 2000 часов провел в воздухе. Совершил более 800 боевых вылетов, проявив при этом высокое летное мастерство, смелость и находчивость.
За мужество и самоотверженность награжден медалью «За отвагу», орденом «Красной Звезды» и орденом «Ленина» (посмертно).
«Многое мы не успеем сделать за свою короткую и прекрасную жизнь. Хочется все время быть на острие жизни, чувствовать ее пульс. Я научился верить в то, что смерти нет. Человек умирает физически, но духовную жизнь, которой он жил, смысл ее …» - это строки из письма военного летчика 1-го класса майора Владимира Карпова. Командир эскадрильи пограничного авиаполка погиб в небе Афганистана 17 января 1988 года. Офицер до конца тянул горящий боевой вертолет, выводя его из расположения наших подразделений. Взрыв оборвал его жизнь, но остался духовный отсвет его земного бытия. Бытия, наполненного высоким смыслом и целью.
«Стингер» над Яккатутом
В этот день горело небо. И сгорали человеческие жизни. Ожесточение боя на земле и в небе нарастало с каждой минутой. Командир авиаэскадрильи 23 авиационного полка Пограничных войск майор Владимир Карпов с группой боевых вертолетов вылетел на огневое прикрытие площадок десантирования в район населенного пункта Яккатут в провинции Кундуз. Мощью бортового оружия вертолетчики подавили огневые точки моджахедов, обеспечив плацдарм для успешных действий транспортных вертолетов по десантированию десантно-штурмовых маневренных групп пограничников.
Но случилась беда – был сбит вертолет Ми-24 капитана О. Акулова. Русские летчики своих не бросают. Благодаря высокому летному мастерству, буквально на грани смертельного риска, были спасены пилоты капитаны О. Акулов и В. Омельченко, но, к несчастью, погибли бортовой техник старший лейтенант И. Леонов и бортмеханик прапорщик Э. Чекмарев. В воздух вновь поднялись Ми-24, ведомые командиром эскадрильи В. Карповым, для которого тот боевой вылет оказался последним.
Нетрудно представить, какой душевной болью давались строки письма заместителю командира эскадрильи майору А. Волкову, сообщавшим родным Владимира Карпова подробности его гибели: «Несмотря на тяжесть утраты, экипажи боевых вертолетов, возглавляемые майором Карповым, после дозарядки боеприпасами и заправки топливом вылетели в район боевых действий. Подавляя мощное огневое противодействие бандитов, вертолет ведущего майора Карпова был поражен американской ракетой «Стингер». Пытаясь спасти горящий, готовый взорваться вертолет и экипаж, находящихся на земле пограничников, Владимир сделал все возможное и вышел на горящем Ми-24 из расположение наших подразделений. Но вертолет взорвался в воздухе, экипаж погиб. Майор Владимир Карпов представлен к званию Героя Советского Союза (посмертно)»…
Летчик от Бога.
Давно замечено: как ни крути, а судьба все равно выведет на свою дорогу. Даже если она проложена в небе. В военную авиацию каждый приходит своим путем. И не всегда самым коротким. Может, потому случайные люди здесь не задерживаются. Но кого позвала мечта и кто не изменил велению сердца, – тот истинный авиатор и рыцарь гордого сословия, о котором говорят: «Летчик от Бога»!
По признанию сослуживцев, майор Владимир Карпов был летчиком от Бога. Такое признание – высшая оценка офицеру, выполнившему в небе Афганистане около тысячи боевых вылетов. Но к своему первому, самостоятельному, полету Володя шел достаточно долго для юноши, молодого человека.
Он поступил в Сызранское высшее авиационное училище летчиков в двадцать один год, когда его ровесники выпускались из военного вуза. Но тем сознательнее был выбор паренька, успевшего до срочной службы в армии поработать связистом в родном селе. Потом солдатские погоны, служба в Чебаркульской «учебке» и Группе советских войск в Германии. Вернулся домой, и старший брат, главный конструктор Первоуральского новотрубного завода, устроил его отбойщиком на предприятие.
Но в сердце Володи жила мечта, ставшая уже целью. Его желание поступать в военное летное училище родные восприняли по-разному. Старший брат был против: «Ты понимаешь, куда голову суешь?» Расстроилась и мама, его родная мамочка со старинным русским именем Анфия Евменьевна. Словно что-то предчувствуя материнским сердцем, говорила: «Зачем это ему?» Зато отец Александр Иванович, другие братья и сестры гордились выбором Владимира, который, объясняя свое желание стать вертолетчиком, говорил: «Ближе к земле и так красиво! Все видно. И летишь, и земля рядом».
Володя был рожден летать, и небо приняло его сразу. Мало кто из курсантов, даже отличников учебы, мог с ним сравниться по пилотированию винтокрылой машины. Летчики-инструкторы сразу отметили его дар, умение чувствовать вертолет в воздухе. 29 августа 1976 года в газете Приволжского военного округа «За Родину» появилась корреспонденция «Пилотирует сержант Карпов», в которой военный журналист рассказывал: «Как сержант завершил полет, я видел сам: отлично! А вот у меня в руках летная книжка сержанта Карпова. Читаю то, что записал в ней проверяющий: визуальная ориентировка – отлично, выход на площадку по времени и месту – отлично… Все отлично. Это тот самый случай, про который говорят: «Идеальный полет!»
Володю оставляли инструктором в училище. Его офицерская служба могла бы пройти спокойно, без переездов и бытовой неустроенности дальних гарнизонов, без Афганистана, тень которого в 1977 году еще не легла на судьбы многих советских людей. Но его душе нужен был простор, манила романтика дальневосточного края, куда по собственному желанию и согласию молодой жены Леночки, выпускницы пединститута, он и поехал служить. Знал, вскоре туда приедет и его любимая сестренка Валя, с которой из всей семьи больше всего был связан душевно. Так и случилось. Муж Валентины окончил высшее мореходное училище имени адмирала Невельского, получил назначение во Владивосток.
Если бы вернуть то счастливое время! Родной и любимый брат Володя находился всего в 6 часах езды от Владивостока, в поселке Черниговка Приморского края, где дислоцировался его вертолетный полк. Для Дальнего Востока – это не расстояние. Они встречались семьями, были молоды, бесстрашны, мечтали о будущем, ростили детишек. Всего за три года старший лейтенант Владимир Карпов стал военным летчиком 1-го класса, командиром экипажа Ми-24. Его заметили, пригласили на службу в авиацию Пограничных войск КГБ СССР. Пройдя все комиссии, офицер ждал перевода, но Афганистан уже вносил свои коррективы в его судьбу.
В Кабул, к своим
Летом 1982 года его родной авиаполк направляют в Афганистан. Владимир вынуждено остается, ожидая перевода в погранвойска. А через месяц в Черниговку пришла горестная весть – в афганском небе был сбит его родной экипаж. «Если бы я полетел, с ними ничего не случилось бы,» - с душевной болью говорил он сестре. Именно Володе придется сообщить о гибели летчика-оператора Григория Назарова его родителям и жене, организовать похороны друга. Для родителей погибшего военного летчика Владимир, не оставивший их наедине с горем, стал вторым сыном.
Владимир Карпов был русским офицером и не мог оставаться , когда в Афгане гибли его однополчане. Он пишет рапорт за рапортом о направлении в Афганистан. Не дожидаясь перевода в пограничную авиацию, добивается своего командирования на войну – к своим ребятам из полка.
Боевой опыт, приобретенный капитаном В. Карповым во время первой командировки на войну и отшлифованный в последующие годы, сделает его настоящим асом, одним из самых незаурядных и талантливых летчиков афганской войны…
В 23 авиаполк
…Он уезжал из Душанбе 4 января 1988 года. Чуть больше года оставалось до завершения афганской эпопеи. Надежда согревала сердца сотен тысяч советских людей, чьи родные и близкие находились в Афганистане. Но война собрала еще не всю жатву. Володя в последний раз поцеловал жену и детишек, обнял отца, приехавшего к нему на Новый год в Таджикистан. Он так и не узнает, что у него родилась племянница. Известие об этом придет 7 января, когда Владимир будет в Пяндже, на оперативном аэродроме. Он успеет послать сестре Валентине посылку с фруктами, которая придет уже после его гибели. Красный сок, словно человеческая кровь, сочилась из разбитых гранат. Горький знак немилосердной судьбы!
Что же предшествовало трагедии в воздухе 17 января 1988 года? Почему вертолетчики понесли потери в тот драматический день? Вспоминает ныне живущий в Москве, бывший командир авиационного полка, кавалер орденов Красного Знамени и Красной Звезды, генерал-майор запаса Дятлов Владимир Иванович, окончивший службу в должности командующего авиацией Северо-Восточного пограничного округа: «В начале января 1988 года поступила информация: моджахеды готовятся нанести ракетный удар с афганской территории по советскому городу Пянджу. Для упреждения провокации и проводилась операция погранвойск. Наш полк тридцатью вертолетами Ми-8 высаживали десант – 2 сформированных десантно-штурмовых батальона общим числом 500 пограничников. Командир эскадрильи майор Владимир Карпов с десятью вертолетами Ми-24 осуществлял огневое прикрытие с воздуха. В самом начале был сбит вертолет Ми-24 капитана Олега Акулова.
Группа боевых вертолетов под руководством Карпова после дозарядки боеприпасами и заправки топливом вылетела в район Яккатута. Выполняя повторный заход на цель, командир эскадрильи стал разворачивать машину на 180 градусов. Уходя от разрывов на земле и кромок деревьев, увеличил высоту полета до 30 метров (высота вне зоны поражения «Стингера» - до 20 метров). По его вертолету был произведен пуск ракеты, которая вошла в двигатель. Ми-24 взорвался в воздухе.
Я был ведущим всей группы вертолетов полка, высаживал на своем Ми-8 десант. После гибели экипажа майора Карпова мы перегруппировались, попросили артиллерию нанести удар по району высадки. После этого не было ни одного выстрела с земли. По агентурным данным стало известно, что на вооружение имамсахибской бандгруппы в конце 1987 – начале 1988 годов поступило около 30 «Стингеров».
Гибель майора Карпова, как и других боевых товарищей, мы пережили очень тяжело. Володю любили сослуживцы, он был из той породы русских богатырей, которыми еще не оскудела наша земля. Летчик от Бога, прекрасный воздушный боец. Будь все такие, как он, не возникало бы проблем с боевой подготовкой, безопасностью полетов.
Вместе с начальником политотдела полка подполковником В. Неробеевым мы подготовили представление о присвоении майору Карпову звания Героя Советского Союза (посмертно). Командование Среднеазиатского пограничного округа нас поддержало, но в Москве приняли другое решение – о награждении орденом Ленина. Я и сегодня убежден: Владимир Александрович достоин звания Героя, причем не только за операцию под Имам-Сахибом в провинции Кундуз, а за всю свою работу в Афганистане.
Наш полк, которым мне довелось командовать до 1993 года, за всю афганскую войну выполнил 120 тысяч боевых вылетов, участвовал в 80 плановых и 120 частных операциях Пограничных войск, в которых мы потеряли 17 боевых товарищей. Авиатором полка довелось пережить после распада СССР драму гражданской войны в Таджикистане».
Боевое мастерство майора Карпова высоко оценивает и кавалер орденов Красного Знамени, Красной Звезды, заслуженный военный летчик России полковник запаса Сухов Вячеслав Иванович, командовавший полком до ноября 1987 года: «Гибель Володи, с которым год летал в афганском небе, я до сих пор переживаю. Он для меня словно родной человек. Я очень доверял ему. Летчик от Бога, Владимир Александрович умел доходчиво объяснять подчиненным особенности техники пилотирования в высокогорной местности, где «горный эффект» чувствуешь сразу: летишь как в тоннели, сесть негде, маневренность вертолета ограничена, двигатель при подъеме на большую высоту теряет тягу. Специалистов такого высочайшего класса, как он, не то что в погранвойсках, но и всей авиации 40-й армии было мало. Владимир обладал даром истинного русского командира: учил подчиненных на личном примере.
Во время одной из операций я вел группу вертолетов на высадку десантно-штурмовых маневренных групп в район Имам-Сахиба. Обстановка в самом районе десантирования показалось мне подозрительной, и я вызвал вертолеты Ми-24. Майор Карпов с группой «двадцатичетверок» неожиданно для нас, а для «духов» тем более, вышел на сверхмалой высоте и нанес точный огневой удар. После вылета из соображения безопасности полетов я вынужден был сделать ему внушение: «Ты, наверное, все деревья там побрил». Он это воспринял как должное, только сказал: «Товарищ командир, чтобы выполнить боевую задачу, необходим был именно такой тактический прием».
Герой Советского Союза, кавалер орденов Октябрьской революции и «За личное мужество» генерал-майор запаса Шагалеев Фарит Султанович – ныне помощник генерального директора фирмы «Камов». Он первым из летчиков пограничной авиации СССР в 1980 году выполнял полеты на афганскую территорию. В феврале 1980 года Ф. С. Шаталеев под сильным огнем противника совершил посадку в районе боя и спас экипаж сбитого вертолета. В октябре 1981 года он успешно эвакуировал из труднодоступной местности попавшую в окружение десантно-штурмовую маневренную группу пограничников (80 человек). Герой говорит о Герое: «Вместе с Владимиром Карповым мне довелось четыре раза вылетать на боевые задания. Как летчик, он обладал прекрасными качествами. Как командир эскадрильи, он первые тяжелые удары брал на себя, водил авиагруппы, люди верили в него».
Ирина Майорова «Обещаю вернуться живым». (Текст сокращен)
Подготовила сотрудник музея Бирюкова О.Г.
https://tobolsk-city.ru/sobytiynyy-kalendar/index.php
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9
Вечная память землякам.