2 ноября в Калининграде завершился V Всероссийский форум контрольных органов. На нем был озвучен ряд интересных инициатив, в том числе в коммунальной сфере. Одни из них уже начнут работать в следующем году, другие пока находятся в стадии проработки. Я выбрал три, которые могут напрямую затронуть простых граждан.
***1. Моратория на плановые проверки больше не будет, но это плохо***
С 2022 года Постановлением Правительства РФ N 336 был введен мораторий на внеплановые проверки бизнеса и некоммерческих организаций.
В ряде случаев контрольно-надзорные органы могли инициировать проверку только в случае, если поступала жалоба.
Однако в области проверок организаций, управляющих многоквартирными домами, все было наоборот. Госжилинспекция получила право проводить плановые проверки УК/ТСЖ без согласования с прокуратурой.
Но с 2025 года Постановление утратит силу. Это значит:
1. ГЖИ обязана будет согласовывать плановые проверки.
2. В качестве обоснования проверки нужно будет ссылаться на «общефедеральные индикаторы риска», которых еще нет, и никто не представляет, что там будет.
В качестве примера было озвучено, в частности, длительное (5 лет и более) отсутствие в ГИС ЖКХ документов о проведении текущих ремонтов МКД.
Но как это будет на практике — никто пока не знает.
***2. Жалобы жильцов сначала направят в УК/ТСЖ***
Сейчас недовольные жильцы могут направить жалобы прямо в прокуратуру или ГЖИ, минуя свою УК. По словам Минстроя, это приводит к огромному количеству жалоб, которые могли бы быть решены и без участия госорганов.
Поэтому Минстрой намерен ввести обязательный претензионный порядок. Сначала собственник должен направить жалобу в свою УК/ТСЖ. Только если проблема будет не решена, можно будет обращаться в ГЖИ.
Причем нужно будет предоставить подтверждение, что ранее жалоба подавалась в управляющую компанию, но там ее проигнорировали или отказали.
В противном случае ГЖИ все равно перенаправит жалобу в управляющую организацию, а пожаловаться в Жилинспекцию можно будет после того, как на жалобу не ответили, ответили не по существу или заявитель не согласен с ответом.
Но это будет работать только для жалоб, поданных через интернет.
Если гражданин направит жалобу в обход УК/ТСЖ устно, на приеме в ГЖИ или по почте, то Жилинспекция обязана будет ее рассмотреть, но провести проверку по такому обращению будет нельзя. Что все равно сводит на нет пользу жалобы.
***3. За необоснованные жалобы придется платить***
Наконец, в Минстрое намерены бороться с «профессиональными жалобщиками» — гражданами, которые заваливают проверяющие органы жалобами на все подряд, в ряде случаев совершенно необоснованными.
В министерстве намерены ввести правило, согласно которому автор жалобы должен будет компенсировать государству затраты на проведение проверки, если нарушение не подтвердилось.
Есть у Минстроя и предложение обложить подачу жалоб госпошлиной, но возвращать ее заявителю в случае, если нарушение подтвердилось.
Однако коллеги из Минэкономразвития назвали такие планы «поспешными решениями», требующими проработки.
Впрочем, в МИНЭКе подтвердили, что в разработке действительно есть меры, направленные на борьбу с «профессиональными жалобщиками», в том числе и материального характера. Как это скажется на простых гражданах — покажет время.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1