Марина Таргакова, специалист в области семейных отношений, 22 августа проведет в Уральске лекцию, которая наверняка заинтересует тех, кто хочет разобраться, как строить гармоничные отношения в семье. Лекция называется «Окна в мир ребенка», но речь пойдет не только о педагогике. О том, что она расскажет нынешним родителям, Марина Таргакова пояснила в интервью специально для «Уральской недели».
— Марина, насколько я понял, Вы специализируетесь на семейных вопросах. В последнее время в казахстанской части Интернета обсуждается тема подростковых суицидов. Что на самом деле происходит с детьми в таких случаях? Ведь чаще всего мы сталкиваемся с тем, что родители говорят нам, мол, ничего не было, он был нормальным, и вот неожиданно он покончил с собой.
— Да, мне тоже часто приходится иметь дело с такими родителями. И я могу точно сказать, когда родители говорят, что ничего суицидального за своим ребенком не замечали, чаще всего это значит, что они в принципе ничего не знали о своем ребенке. То есть коммуникации внутри семьи были настолько слабыми, что родители не замечали, как их ребенок замыкался в себе, уходил в депрессию. Я обсуждала эту тему со своим наставником — известным детским психологом Шалвой Амонашвили. Мы пришли к мнению, что родители не чувствуют запросов своих детей, потому что это представители двух разных поколений. Родители нынешних детей являются представителями поколения акселератов. Акселераты – дети, которые шагали из класса в класс, все на лету схватывали. То есть, если предыдущее поколение предпочитало личный комфорт и возможность пользоваться другими людьми, то нынешние дети имеют приоритет в духовных, а не в материальных ценностях. Нынешние дети очень чувствительны: они чувствительны к фальши, они совершенно не выносят неискренность, они везде доходят до смысла, они не выносят авторитарного воспитания, когда есть только один правильный ответ — и он в конце учебника, и подсматривать туда нельзя. Они хотят общаться, они хотят обсуждать. То есть совершенно другой тип детей. Вспомним наше поколение. Нас ведь могли запросто поставить в угол? И это не обсуждалось. Нам говорили: «Иди в угол!» И мы шли. Мой муж как-то сказал сыну: «Иди в угол! Будешь стоять там и осознавать». Сын поставил отца в тупик, сказав: «Осознавать в углу? А почему я в углу буду осознавать больше, чем без угла? Я готов там постоять, ты только объясни мне, почему именно в углу?». Отец очень сильно смутился, потому что такой вопрос ему в голову никогда не приходил. Вот такие дети, понимаете? И вот когда на это не обращают внимания, они, к сожалению, не находят другого выхода, как уйти от обид и страданий. В авторитарной педагогике все очень просто: наказание и поощрение. В гуманно-личностной педагогике нет однозначных ответов и шаблонов. Именно поэтому прежний стиль воспитания не подходит. Для детей суицид — зачастую единственный способ выразить протест этому миру. То есть другого способа они по различным причинам не знают. И это печально. Это наша ответственность. Ответственность взрослых.
— Правильно ли я понял, что нынешние дети ищут больше вариативности в решении?
— Совершенно верно. Вы ведь наверняка видели фильм «Дивергент». Дивергентное мышление и поведение – это способность находить миллион решений. Например, покажите взрослому обычную скрепку и спросите, как ее можно применять. Взрослый покажет вам то, ради чего эта скрепка создавалась – он скрепит листы бумаги. Ну, может, еще пять-шесть вариантов ее применения покажет. Ребенок вам легко найдет и покажет 200 вариантов ее использования. Это и есть дивергентное мышление. То есть способность мыслить по-разному. Социологи проводили исследования, по результатам которых среди детей до 5 лет дивергентов встречается до 98 %. К 10 годам дивергентов остается 50%. Среди взрослых дивергентов остаются единицы, которые могут творчески подходить к ситуациям. Так вот, сейчас с этим всё хуже, потому что современная школьная педагогика не разрешает детям ошибаться. А это очень плохо, потому что если человеку запретить ошибаться, то у него творчество блокируется, потому что ошибка – это возможность развиваться, понимать природу ошибки, способность видеть ее с разных сторон. Ошибка – это сокровище ученика. Но сейчас педагогика превратилась в дрессуру. Детям навязывается представление о единственно верном решении, навязывается шаблон того, что ты должен хорошо зарабатывать, преуспевать. Отсюда мы видим и ту скудость вариантов в выборе ВУЗов и профессий. «Я должен быть экономистом, налоговиком, таможенником» и так далее. «Я должен зарабатывать». Это какая-то глупость человеческая. Поэтому так важно, чтобы родители и учителя умели видеть дар в человеке.
— И вы хотите эти сложные вещи рассказать в рамках одной лекции? Согласитесь, что за одну лекцию развернуть шаблонное родительское мышление в противоположную сторону очень трудно.
— Я с вами согласна, потому что что-то однократное в жизни вообще не работает. И поэтому я приезжаю в Уральск, чтобы увидеть: есть в Уральске люди, что-то желающие трансформировать в себе и что-то для этого делать? Мы хотим открывать в Уральске разного рода школы, которые у нас сейчас есть по всему миру. У нас есть во всем мире более 120 «Школ жизни». Это такой образовательный проект — «Школа третьего тысячелетия». Я не еду сказать родителям: «Вот, вы виноваты». Это будет провальная лекция. Нужно коснуться сердца родителя, объяснить, что, кроме зарабатывания денег и содержания ребенка, вы же еще чего-то хотите, что не измеряется деньгами, задать вопрос: «А вы-то кто?». Ведь каждый из нас внутри тоже ребенок. Поэтому мы родителей приглашаем к сотворчеству, к процессу, когда они делают глубже свои отношения с детьми.
Родитель — это не тот, кто насыщает желудок ребенка, а тот, кто насыщает его сердце любовью, яркими воспоминаниями, доверием. Сейчас из поколения в поколение передаются не традиции и обычаи, а обиды, претензии, упреки, недопонимание. Это уже хроническим багажом стало.
— Для многих родителей, которые утрированно видят свою задачу как снабженца и контролера, то, что вы предлагаете, может показаться чем-то трудно выполнимым. Работа, построение карьеры, бизнес — все это занимает много времени. А вы предлагаете им находить еще больше времени для энергозатратного процесса сотворчества.
— Нужно понимать, что, помимо внешнего времени, есть еще и внутреннее время. Ведь у каждого в жизни бывает, когда за несколько минут и даже мгновения возникает некая глубина. Это не столько о времени жизни, сколько о стиле жизни. Вот этому мы и будем обучать: как найти глубину жизни. Некоторые мамы говорят: «Я целый день с ребенком сижу». Но понимаете, сидеть с ребенком целый день — это еще не значит, быть с ребенком целый день. Поэтому я говорю не про количество времени, а про его качество. Для качественных отношений между родителем и ребенком необязательно быть им вместе целый день. Воспоминаний, которые влияют на твою жизнь, ведь не очень-то много, и все они краткосрочные по времени. Это вспышки, молнии, которые навсегда врезаются в память. Родитель — это не тот, кто насыщает желудок ребенка, а тот, кто насыщает его сердце любовью, яркими воспоминаниями, доверием. Сейчас из поколения в поколение передаются не традиции и обычаи, а обиды, претензии, упреки, недопонимание. Это уже хроническим багажом стало. Поэтому мы предлагаем трансформировать эти отношения.
Есть три способа образования: «Шепот любви», «Голос совести» и «Рупор страданий». Большая часть людей будут мотивироваться потому, что они страдают.
— Ок. Теперь заглянем в будущее. Вы провели семинар, пришли люди. Кто-то начал действовать в соответствии с принятыми обязательствами. Что дальше? Как вы видите в будущем деятельность этой службы в Уральске в идеале?
— У нас есть такой опыт работы в Алматы. И там городская администрация идет нам навстречу. У нас есть общественное объединение «Разумная жизнь». В Алматы открыто несколько школ. Они существуют на частные пожертвования людей, которые такие трансформационные курсы уже прошли. Это школы семьи «Жануйя», где обучаются мужчины и женщины контактировать между собой. Это природа мужчины и женщины. Как переживать конфликты? Что делать в кризисы? Есть школьный проект, где мы проводим, так называемые, «уроки счастья» в школах. У нас есть волонтеры, которых мы подготовили, и они работают с детьми в школах. Дети на этих уроках узнают вот о таких сокровенных личностных вещах. И вот эти дети, пройдя наши «уроки счастья», попросили: «А вы не могли бы давать такие уроки нашим родителям?». И вот из этого вырос «Родительский университет». Туда ходят родители, которым хочется понять, что им нужно делать, чтобы глубже понимать своего ребенка, проявляться самим как родителям. Кроме того, есть «Клуб психологии третьего тысячелетия». Вот теперь очень важно узнать, с кем мы встретимся в Уральске, и наверняка там уже есть люди, с которыми мы могли бы объединить усилия и быть полезными для общества. Достаточно одного процента людей, готовых к трансформации не потому, что их судьба пинает сзади, а потому, что их влечет что-то впереди. Но большую часть людей толкают сзади проблемы. Есть три способа образования: «Шепот любви», «Голос совести» и «Рупор страданий». Большая часть людей будут мотивироваться потому, что они страдают. Ведь зачастую люди живут внешне вполне благополучно. У них может быть на майке написано «No problem», но внутри окажется масса неозвученных проблем. Муж с женой внешне могут быть вполне благополучной парой, но их совместная жизнь давно стала рутиной. Родители могут считать, что их отношения с детьми гармоничны, а в действительности ребенок их обществу предпочитает гаджет. Вы превратились в стиральную машину, в обслуживающий персонал, но глубины отношений у вас не будет. Каждый человек хочет настоящих, глубоких отношений. Практически, каждый человек хочет научиться любить, давать и принимать любовь. Эта потребность есть у всех — от президента, до сантехника, вне зависимости от веры, пола, возраста. Хочу дарить любовь. Хочу научиться, как правильно это делать. Хочу научиться принимать любовь. И большая часть людей придет, потому что (как это ни прискорбно звучит) у них есть страдания.
Наша задача — научить человека самого себя выводить из состояния бессознательного в состояние сознательности.
— А вот что касается отношений между мужчиной и женщиной. Для кого это будет интересно? Какое это имеет отношение к педагогике?
— Если вы хотите научить ребенка быть любящим, то покажите ему это на своем примере. Ребенок только так учится, когда видит пример. Если он растет в семье, где нет тепла и любви между родителями, то он этому не научится больше нигде. Если ребенок видит, что отец бьет мать, то он будет это делать со своей женой. Образование идет только через образ. Поэтому мы вынуждены будем соприкоснуться с самими собой. Семья — это такой тренинговый центр по избавлению от эгоизма. Это реальная творческая мастерская. И если мы живем и привыкли жить в повседневной рутине и будем избегать глубоких отношений, то скука, апатия и измены будут уделом такой семьи. Если мужчина пошел «налево», то грязь он с собой принес. И ребенок будет расти в грязной атмосфере. А в грязной атмосфере любовь не живет. И для этого нужно женщине в семье пробудиться. И пробуждаться по-разному. Мужчина пробуждается по-своему, а женщина — по-своему, потому что это вообще-то разные формы жизни. Наша задача — заниматься образованием. Не подсадить на психолога. Наша задача — научить человека самого себя выводить из состояния бессознательного в состояние сознательности. Поэтому в этом отношении семинар будет полезен всем.
— Благодарю Вас за интервью. Встретимся на вашей лекции.
Марина Таргакова — врач по первому образованию. В настоящее время пропагандирует идеи личностно-гуманной педагогики. Основатель организации «Школа третьего тысячелетия» в г.Алматы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев