Произошедшая 7 февраля 1981 г. авиакатастрофа в Пушкине, в отличие от других происшествий подобного плана, вошла в историю далеко не из-за количества погибших, хотя их там было немало — все 44 пассажира и 6 членов экипажа. Значимость была несколько в другом плане: на борту самолета находились не рядовые граждане, а почти все высшее командование Тихоокеанского флота СССР. 13 адмиралов, 3 генерала, 11 капитанов первого ранга, а также еще 17 человек — военных чинами пониже и гражданских. Все они стали жертвами трагедии, причиной которой, учитывая ранг пассажиров, могла быть диверсия. Но на деле все оказалось иначе.
В начале февраля 1981 г. командно-штабные учения для флотов СССР проводились в Ленинградской военно-морской академии под начальством командующего ВМФ Сергея Георгиевича Горшкова.
На сбор прилетели все высшие флотские командующие. Исключением не был и Тихоокеанский флот. Его делегация, прибывшая 1 февраля, состояла из 39 человек.
Учения, по результатам которых тихоокеанцы были признаны лучшими и получили личную благодарность от командующего ВМФ Горшкова, продлились менее недели. Поэтому уже 7 февраля был запланирован обратный рейс Пушкин — Владивосток. При этом начальник штаба Голосов возвращаться вместе со всеми отказался, поскольку решил отправиться вместе с командованием Северного флота в Мурманск.
Лететь предстояло на Ту-104. Самолет был приписан к 25-й Морской ракетоносной авиационной дивизии имени Героя СССР Острякова, входившей в состав Тихоокеанского флота. Его экипаж состоял из шести человек под командованием 51-летнего подполковника Инюшина — очень опытного пилота, налетавшего за свою карьеру 8 150 летных часов, из которых 5 730 часов на Ту-104.
Около 16:00, когда багаж уже был погружен и все пассажиры расселись по своим местам, командир воздушного судна Инюшин вывел самолет на взлетно-посадочную полосу и после получения разрешения на взлет приступил к стандартной процедуре набора скорости. Однако вскоре события стали развиваться совершенно непредсказуемым образом.Еще толком не разогнавшись, Ту-104 резко оторвался от земли и начал выходить на закритические углы атаки или, попросту говоря, стал слишком сильно задирать носовую часть вверх.
Очевидцы, находившиеся в тот момент на аэродроме, описали происходящее как зависший в небе крест, поскольку воздушное судно, достигнув высоты около 50 метров, приняло практически вертикальное положение в воздухе, а затем начало крениться на правое крыло. Ситуацию усугублял довольно сильный встречно-боковой ветер, который только способствовал крену.
Ту-104 начал стремительно падать и, перевернувшись, рухнул плашмя на землю в нескольких десятках метров от взлетно-посадочной полосы и тут же загорелся.
Пожар от тонн разлившегося топлива долго не давал подойти к обломкам и помочь пострадавшим. Не выжил никто.
Наиболее приближенная к реальности версия: когда самолет начал разбег по взлетно-посадочной полосе, рулоны типографской бумаги весом по полтонны каждый, находившиеся ближе к центру, сорвались с мест и перекатились в хвостовую часть, чем создали еще больший дисбаланс. В результате Ту-104, еще толком не разогнавшись, оторвался от земли и стал неконтролируемо выходить на закритические углы атаки и, взмыв в небо, рухнул вниз.
Сказать, что катастрофа вызвала шок в военном и политическом руководстве Советского Союза — это ничего не сказать. И действительно, даже за годы Второй мировой войны СССР потерял 10 адмиралов, из которых только четверо погибли непосредственно в боевых условиях. А тут в буквальном смысле за секунду сразу 13 адмиралов и 3 генерала — почти все высшее руководство Тихоокеанского флота и его ВВС за исключением начальника штаба Голосова, который решил лететь другим рейсом.На дворе Холодная война, наиболее боеспособный советский флот обезглавлен — эти вводные данные быстро привели к первоначальному выводу о спланированной диверсии. Тихоокеанцев даже привели в состояние полной боевой готовности на случай вторжения сил НАТО.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 13
На Кубе стояли наши ракеты , а мы обеспечивали боевое дежурство советских субмарин у берегов. USA.
Все крупные города и порты Америки были приоритетными целями.
Мы заколебались их радио буи снимать.