27 августа 1941 г. начался Таллинский переход — эвакуация основных сил Балтийского флота и войск 10-го стрелкового корпуса из Таллина в Кронштадт.
Эта операция стала одним из трагичных эпизодов начала Великой Отечественной войны: ценой огромных потерь советские моряки все же смогли спасти большую часть боевых кораблей, которые позже приняли участие в обороне Ленинграда и сыграли важную роль в последующих операциях Великой Отечественной войны.
В начале 1940-х гг. Таллин был основной базой Балтийского флота, при этом к обороне он оказался не готов. Советское руководство того времени не допускало и мысли, что потенциальный противник сможет продвинуться так далеко вглубь нашей территории. Но уже в первые недели войны положение частей Красной армии в Прибалтике стало крайне тяжелым. К 7 августа части Красной армии, оборонявшие Таллин, были отсечены от основных сил.
Корабли Балтфлота оставались на своих позициях буквально до последнего момента, хотя вопрос об эвакуации поднимался еще в начале июля. Однако высшее военное руководство эту идею отвергало, требуя от моряков стойкости и огневой поддержки сухопутных войск, а также нанесения контрударов. Немцы в свою очередь стремились всеми силами не допустить эвакуации советских войск в Ленинград, потому использовали артиллерию и авиацию для обстрела наших кораблей, в Финском заливе ставились минные заграждения.
27 августа началась погрузка на корабли личного состава и гражданских лиц, военной техники и наиболее ценного имущества. При этом порт регулярно обстреливался немецкой артиллерией и подвергался налетам авиации противника. В общей сложности из Таллина вышли 225 судов, из которых военных кораблей было 151, вспомогательных судов — 54, а еще 20 — транспортные. По разным оценкам (строгого учета не велось), на них было в совокупности от 20 до 42 тысяч человек. Помимо моряков и военнослужащих, из Таллина эвакуировалось более 10 000 гражданских лиц, также выходящие из порта корабли подбирали тех, кто пытался спасаться на лодках.
Из-за усилившегося волнения на море отправиться в путь удалось только днем 28 августа. Главной проблемой первого дня перехода оказались минные заграждения, именно в результате подрывов тогда была потеряна большая часть кораблей и судов. Однако наиболее трагичным оказался следующий день — 29 августа. С рассвета свои массированные атаки начала немецкая авиация. Средств ПВО на большинстве кораблей конвоя не хватало, а советская авиация не могла обеспечить надежного прикрытия. Поэтому гитлеровские летчики били по транспортам, словно по мишеням в тире. В первую очередь уничтожались слабо защищенные транспортные корабли, что привело к большим потерям среди личного состава и гражданских лиц. Вместе с тем потерь могло быть намного больше, если бы не героизм и взаимовыручка экипажей, которые спасали товарищей с подбитых кораблей. Интересный факт, советский и эстонский певец Георг Отс, военный моряк — самый настоящий герой Таллинского прорыва. Его корабль «Сибирь» был потоплен немецкими бомбардировщиками. Прекрасный пловец Георг сумел долго продержаться в холодной воде, и был спасен нашим минным тральщиком.
Завершился переход основных сил Балтфлота в Кронштадт 30 августа. Всего во время операции погибли 62 корабля и судна: 19 боевых, 25 вспомогательных судов и 18 транспортов. Оценки людских потерь у разных исследователей и участников тех событий сильно разнятся и варьируются от 7 до 15 тысяч человек.
Но несмотря на огромные потери, Балтийский флот сохранил свою боеспособность. В труднейших условиях командующему флотом удалось привести в Кронштадт большинство кораблей флота и спасти большинство людей. Приказ Гитлера о недопущении прорыва сил Балтийского флота из Таллина немецко-финским подразделениям выполнить не удалось.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1