В первые же дни войны возникло стихийное движение по сбору денежных средств для немедленной помощи флоту. Только в Санкт-Петербурге населением за неделю было сдано четверть миллиона рублей - сумма по тем временам весьма значительная.
Правительство решило поощрить этот почин и одновременно придать ему официальный статус. 6 февраля 1904 года Николай II подписал указ об учреждении «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования», возглавить который поручалось великому князю Александру Михайловичу. Так было положено начало поистине уникальной акции, вошедшей в историю мирового кораблестроения. За 8 лет было собрано 16 457 368 рублей и удалось построить не один и не два корабля, а целый флот: 19 эсминцев и четыре подводные лодки!
Разработку чертежей «народных крейсеров», или, как их еще называли, «добровольцев» поручили конструкторам германских фирм «Вулкан» и «Шихау».
Головной минный крейсер Сандвикского дока получил наименование «Эмир Бухарский» – в честь правителя Бухарского ханства Абдулахада, который пожертвовал самую большую сумму – 1 миллион рублей.
Особенно активно вносили пожертвования дворяне, служащие морских и военных ведомств, а также крестьяне. Для облегчения доставки этих сумм в обращение были выпущены специальные письма-переводы. Последним из построенных на эти средства был сдан флоту эсминец «Новик».
После того, как все собранные средства были израсходованы, деятельность «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования» закончилась.
#зовотечества
📣Зов Отечества ( https://t.me/otechestvazov )
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев