📍 Архангельск — сердце одноименной области, город на берегах Северной Двины, всего в нескольких десятках километров от места ее впадения в Белое море.
С начала Великой Отечественной войны Архангельск являлся ближайшим тылом Карельского фронта, прифронтовым городом, став целью регулярных налетов вражеской авиации. С июня 1941 по июнь 1943 года над территорией Архангельского дивизионного района ПВО было зафиксировано 465 вражеских авиарейдов, сброшено десятки тысяч зажигательных и фугасных бомб, уничтоживших около двухсот зданий и погубивших и ранивших почти две сотни человек.
Несмотря ни на что, город продолжал бороться: Архангельск стал ключевым портом, через который на фронт поступала жизненно важная помощь от союзников из Европы и Америки. Именно здесь базировалась сформированная в 1941 году в составе Северного флота Беломорская военная флотилия, сыгравшая важную роль в обеспечении безопасности северных морских путей и поддержании линии обороны.
📌 Одним из ярчайших примеров героизма стал подвиг, совершенный 25 августа 1942 года экипажем ледокола «Александр Сибиряков», входившего в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии. Вступив в неравную схватку с тяжелым германским крейсером «Адмирал Шеер» в Карском море, моряки ценой своей жизни предотвратили разгром каравана судов и спасли от уничтожения несколько полярных станций. Всего за годы войны архангельские моряки и краснофлотцы совместно с союзниками обеспечили доставку в Архангельск 4,2 млн тонн грузов, половину из которых составляли жизненно важные поставки по ленд-лизу. Благодаря их усилиям на фронт пришли 2312 самолетов, 3428 танков, 819 бронемашин, 717 пушек и 49 торпедных катеров.
❗ Неоценимую помощь фронту оказывали также речники и железнодорожники города, а также работники судоремонтных и судостроительных предприятий. Так, например, от точной и слаженной работы железнодорожников Архангельска зависела скорость доставки танков и самолетов на фронт, архангельские судоремонтники, помимо своей основной деятельности, производили бронированные аэросани, корпуса мин, бомб, гранат, а с 1943 года — узлы сельскохозяйственных машин, а суда Северного речного пароходства за четыре военные навигации перевезли порядка 21,6 миллиона тонн грузов и 25,4 миллиона пассажиров.
Свой героизм проявили жители Архангельска и в тылу. Так, около 30 тысяч мужественных архангелогородцев вступили в ряды народного ополчения: в городе были сформированы партизанские отряды «Полярник», «Большевик» и «Сталинец». Кроме того, в Архангельске было развернуто более 30 фронтовых эвакогоспиталей, за годы войны вернувших в строй 73% раненых и 90% больных поступивших в их стены солдат. Кроме того, так как война требовала не только людских, но и значительных финансовых ресурсов, Архангельск перечислил в государственный бюджет более 276 миллионов рублей — сумму, на которую в те годы можно было бы построить три тысячи истребителей или 1300 танков. Стали архангелогородцы и активными участниками формирования Народного фонда обороны, передав в него свыше 47 миллионов рублей наличными, 9,6 миллиона рублей в облигациях, более одного килограмма золота, 41,5 килограмма серебра и около 130 тысяч предметов теплой одежды и обуви, а также поставив 100 тысяч пудов картофеля, тысячи центнеров мяса, рыбы и овощей.
Однако Победа далась Архангельску ценой огромных потерь. Имена 23 052 героических жителей Архангельска, павших на фронте, вписаны в областную Книгу Памяти. Каждый третий призванный в армию горожанин и каждый десятый житель довоенного Архангельска не вернулся домой. По уровню смертности среди мирного населения Архангельск оказался на втором месте после блокадного Ленинграда, хотя через архангельский порт проходили тысячи тонн продовольствия: все ради того, чтобы необходимые грузы ленд-лиза своевременно направлялись на фронт.
‼ За заслуги в годы Великой Отечественной войны в 1984 году Архангельск был награжден Орденом Ленина, а Указом президента Российской Федерации от 5 декабря 2009 года городу было официально присвоено почетное звание «Город воинской славы».
https://favt.gov.ru/novosti-novosti/?id=14066 Общественного совета при Росавиации.
...https://ok.ru/group/58491393343494
https://smotrim.ru/article/4271650 рассказал об эксплуатации и поддержании летной годности парка воздушных судов отечественных авиакомпаний, развитии гражданской авиации вопреки санкциям и новых нацпроектах.
...https://favt.gov.ru/novosti-novosti/ в Росавиации под председательством руководителя агентства Дмитрия Ядрова.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4