Домны завода, с которых начинался Белорецкий металл, вплоть до 1954г работали исключительно на древесном угле. Надо также сказать, что для выплавки одной тонны чугуна требовалось не менее 700 кг древесного угля, который можно получить сжиганием 7 кубометров дров. Чтоб обеспечить беспрерывное снабжение двух домен топливом, в Инзерских лесах трудились лесозаготовители, углежоги, транспортники. Из-за важности производства древесного угля в Инзере, что шёл ещё и на производство чёрного пороха в Нукатке, Хасаново и ниже Карпусты были лагеря, где работали на лесозаготовке тысячи пленных и заключённых. Лес валили в лесоучастке Ямашта Инзерского ЛПХ, бывшего тогда в составе Белметзавода. На лесоповале Ямашты работали многие жители Ассов, спецпосёлков Средняя и Верхняя Тюльмы. Кроме того, лес готовили на правобережье Инзера - в урочище Сабан-Юрт. По словам старожила Александровки Безрукова, здесь до реки Инзер была устроена «декавилька» - узкая железнодорожная колея шириной 500мм. Ее задачей была доставка четырехметровых брёвен с плоскогорья Сабанюрта к Александровке, где на реке был тросовый «перетяг» леса к устью Тюльмы. От Александровки до Сабан-Юрта трехметровые вагонетки поднимали лошадьми. Там, на делянках их загружали бревнами и с горы составы из 5-6 вагонеток шли под тяжестью своего веса. Чтоб состав не разгонялся, на передней вагонетке был ручной тормоз. Работали тут женщины и подростки. С учётом рельефа долины Сухого Бирмиша и многочисленных поворотов трассы, это был героический труд. Состав надо было сдержать на рельсах, чтоб колеса не сошли с рельс, или, еще хуже-не опрокинулись, и вагоны благополучно доехали 2 километра спуска к Александровке. В устье Тюльмы до печей дрова везли лошадьми. Еще одной работой для транспорта была доставка готового древесного угля по дороге от устья Тюльмы мимо деревень Манышта, Сафаргулово, Хасаново к Белягушу, где его грузили в вагоны узкоколейки Инзер-Ишля-Белорецк. Здесь, как межцеховой транспорт, сначала работали лошади с подводами и санями. Но много ли на них увезешь? Как раз тогда, в военные годы, и появились газогенераторные автомобили из Миасса. Напомню, что «питались» такие машины коротко нарезанными мелкими поленьями. Горевшие в топке дрова выделяли горючий газ, который, и служил топливом в двигателе внутреннего сгорания. В мощности такая машина, безусловно проигрывала бензиновой, особенно, если дровишки были не совсем сухими, но везла впятеро больше лошади. В условиях дефицита бензина, когда немецкая авиация безнаказанно бомбила и топила нефтянные баржи на Волге, бензин для автомобилей в наших краях был острым дефицитом. В полуразобранном виде машины доставляли в Инзер по Белорецкой узкоколейке. (Напомню, что уже в послевоенные годы по этой же дороге в полуразобранном виде в Тукан привозли подвижной железнодорожный состав - думкары и локомотивы широкой колеи. Для сборки и наладки газогенераторных УралЗИСов в Инзер приехали механики и водители из Миасса. Инзерцы быстро освоили эту технику. Доставка угля к перегрузке в вагоны шла в круглосуточном режиме.
Особое место в Белоречье занимали лежащие за Зильмердаком и Бирьяном Зуяково и Габдюково. Ещё с середины 18 века они были частью лесной дачи Архангельского завода. Причём, её «жемчужиной»,-в горных притоках Инзера было изобилие форели и хариуса, а в самом Инзере ловились таймень, стерлядь и даже осётр. Кристально чистая вода Инзера,-(выше не было ни одного завода), способствовала этому. По долине Сухояжа щла дорога к Манасу-Басу и через Усаклы-Кургаш-Басиновку выходила к Архангельскому. От Зуяково летом и осенью вниз по Инзеру, уже многоводному и более спокойному, шли плоты с лесом. В годы войны в Габдюково и Зуяково были цеха Архангельского леспромхоза и разноведомственные тарные цеха. Работали лесопилки для тарной дощечки. Тут готовили ящики под снаряды и патроны, контейнеры под авиабомбы и мины «Катюш». Кроме сплава по Инзеру зуяковцы и габдюковцы сплавляли лес по Лемезе, где от Верхней Лемезы можно было добраться даже пешком к ж/д станции Урман, а оттуда на поезде в Уфу Вплоть до 70-х годов 20 века для зуяковцев и габдюковцев доступ к средним и высшим заведениям Уфы был лучше, чем для остальной части Белоречья. Не зря, средний уровень образования выходцев Зуяково и Габдюково выше, чем в среднем по Белоречью, тем более остальной части инзер-катаев бассейна р.Инзер.
В 1965 году СССР широко праздновал 20-летие Победы. Даже была выпущена юбилейная медаль. Сейчас мало кто вспоминает, что в 1965-м Инзер, внесший немалый вклад в общую Победу, стал поселком городского типа (ПГТ). Хотя его население тогда не превышало 2000 человек. Статус ПГТ позволял Инзеру получать дотации из республиканского центра на строительство жилья, объектов социального назначения и благоустройство, минуя структуры района. Это дало рост Инзеру. К началу широкомасштабного строительства ж/д Белорецк-Карламан непосредственно в Инзере проживало 3000 жителей. Также совсем не случайно Инзер был Центром Всесоюзной Ударной Комсомольской стройки железной дороги Белорецк-Карламан. И также не случайно Инзер стал базой строительства автодороги Инзер-Кулмас-Архангельский. (Из интернета)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 26