«Ирония судьбы, или С лёгким паром», «Чародеи», «Карнавальная ночь»
Одним из главных атрибутов Нового года наряду с салатом «Оливье», ёлкой, мандаринами, подарками и Дедом Морозом считаются новогодние фильмы. Но картин, вызывающих настоящее новогоднее настроение, почти нет — их можно пересчитать по пальцам одной руки. И попытки исправить положение съёмкой сиквелов культовых фильмов только всё портят. Почему же так происходит?
Тут есть один секрет, который, строго говоря, секретом вовсе и не является. О нём не знают только наши кинематографисты. Конкретно — авторы сценариев, демонстрирующие какую-то невероятную слепоту и поистине ослиное упрямство. Впрочем, нельзя исключать и банального невежества.
Дело в том, что рождественские и, как вариант, новогодние истории, должны соответствовать канону. Если ты в него попадаешь, то фильм имеет шансы стать по-настоящему новогодним и культовым. Если нет — извини, ты снял что-то другое, и твой фильм, хоть ты его ежегодно показывай 31 декабря в прайм-тайм, новогоднего настроения вызывать не будет.
Именно так и произошло с очень хорошей картиной «Эта весёлая планета», которую впервые показали 31 декабря 1973 года, и за следующие 30 лет, согласно уверениям режиссёра Юрия Цветкова, демонстрировали в новогоднем эфире 40 раз. Ну и какой результат? Да никакой. Непременным атрибутом главного праздника, без которых Новый год не в радость, стали другие фильмы — «Карнавальная ночь», «Ирония судьбы, или С лёгким паром» и «Чародеи». Между прочим, ту же «Иронию судьбы» в новогоднем эфире СССР показали всего пять раз, а «Чародеев» — вообще два раза.
Но они, до поры толком не попадая в эфир, железно попадали в канон. И потому сложилось странное впечатление, что под Новый год их показывали всегда.
Спасение Рождества
Стало быть, дело не в частоте повторов. А в том самом каноне, который был создан классиком мировой литературы Чарльзом Диккенсом. Его иногда так и называют: «Человек, который придумал Рождество». Именно «Рождественская песнь в прозе», эта сказочная повесть Диккенса, вышедшая в 1843 году, раз и навсегда определила, каким должно быть произведение, гарантированно вызывающее новогоднее или рождественское настроение.
Собственно, смысл повести в преображении героя, которое происходит накануне праздника. Главный герой, Эбенизер Скрудж, знаменит не тем, что он — феерический жмот и скряга. А тем, что он — эталонный, дистиллированный «человек дела». Маньяк, одержимый работой и прибылью, что сделало его и эгоистом, и жмотом, и вообще редкой сволочью. Для него важна только и исключительно практическая польза. Семья? Видал он её в гробу, она только мешает. Любовь? Бесполезная штука, отвлекающая от работы. Добро? Добро бывает в сундуках, и его надо копить, а какие-то там добрые дела — опять-таки лишь помеха, отнимающая время, которое надлежит тратить на «реальное дело».
Комментарии 2