Мир велик, городов много, и в каждом можно найти свою
изюминку. Гулять по Тильзиту, омытым тёплыми летними дождиками или затяжными
осенними ливнями – весьма увлекательное занятие: ходишь, смотришь себе под
ноги.
Дождевая вода быстро убегает в гулкие и добротные ливневые
стоки, и город рисует свою карту улиц – иди, и смотри – увидишь особый узор
улиц и тротуаров. Вот выгнул спину крутобокий булыжник с окрестностей. Булыжник
– вечный камень. Он многое помнит. По булыжной мостовой тащились тяжёлые
рыцари.
Во времена гужевого транспорта грохочущие булыжные мостовые
были понижены в ранге. Они потеснились, уступив место брусчатке. Брусчатка –
это благородная старина. Брусчатка аристократичная. По ней неслись кареты.
Тильзитская брусчатка – родом из богемскосилезских каменоломен. Её ломали
кирками и тесовиками, или выпиливали стальными пилами из разного сорта гранита,
и поэтому цвет её серый, или отливающей синевой, со всполохами разноцветных
прожилок. Шлифовали абразивным инструментом. Потом её везли на баржах вниз по
Эльбе или Висле, выходили в залив и поднимали по Мемелю до Тильзита.
Брусчатку экономили: ею закрывали середину улицы, а боковины
мостовой заполняли булыжником.
На Гейнрихсвальдерштрассе (ныне Рабочая) видно, как булыжник
присоседился к неподкупной брусчатке. (Фото №1). На Соммерштрассе (ныне
Тургенева) безупречная брусчатка смилостливилась с дурнушками-сколами. (Фото
№2).
Большую площадь перед Ратушей грандиозно «обманули», устроив
брусчатые дорожки, которые обхватили квадраты булыжников. (Фото №3).
Тильзитские тротуары – это поэма в камне. Тротуарные плитки
обкладывали небольшими шашечками чёрных камней, и не важно, было ли это у
здания Земельного суда (ныне Дом культуры ЦБК) (фото №4),
или у дома для среднего класса на Арндштрассе (улица
Матросова) (фото №5).
Особо в почёте была укладка плитки ромбами. Все тротуары
одинаково чётко обрамляли серой строчкой гранитного бордюра. Черный камень –
базальт. Он – дитя бурной вулканической деятельности земли, происходившей
многие миллионы лет тому назад, когда исходила она горячими лавовыми потоками.
Базальт – это магма со грандиозным стажем остывания, с высокой твёрдостью и
прочностью, отлично поддается шлифовке, почти не крошится. Базальт был любимым
материалом мастеровскульпторов Древнего Египта, Ассирии, Древнего Рима, а в
Тильзите этот посланец античного мира запросто «брошен» прохожим к ногам.
Очень близка к базальту порода габро или его разновидность
габродиабаз. Это горная порода из Тюрингии. В ней отсутствует кварц, она хорошо
полируетсяи долго сохраняет блеск. (Фото №6)
Кстати, щебёнкой из этого супертвёрдого камня диабаза
посыпают самые важные просёлочные дороги. Второе место в этом ряду занимает
гранитный щебень и щебень из валунов и гравия. А уж доломитовая щебёнка
плетётся в самом хвосте.
В России, в Питере и Одессе когда то было много диабазных
мостовых. Потом их заменили асфальтом, оставив некоторые доживать между
трамвайными рельсами. Сейчас трамваев осталось мало, а с ними и диабаза. Самая
известная диабазовая мостовая находится у Летнего сада. Её пестуют, за
последнее время перекладывали раз пять. Беда в том, что во всём Питере,
говорят, осталось всего несколько мастеров по укладке диабаза.
Мостовая и тротуар считались прелюдией жилого дома.
Тильзитские домовладельцы были щепетильны ввыборе материала. Личные вкусы
формировались эстетикой времени. Поэтому променад изысканной Линденштрассе
(ныне Ломоносова) расстилается плиточками жёлтого гранита (Фото №7),
а тротуар вдоль здания ложи Трёх патриархов на Фабрик
штрассе (ныне Искры) спорит с ним настоящей ковровой дорожкой, где жёлтая
плитка, сложенная в ёлочку, обрамлена базальтовым кантом.
В устройстве мостовых и тротуаров немаловажны функциональные
приоритеты. Мелко размерные элементы дорог более устойчивы к интенсивным
нагрузкам, а диабазовые тротуары легче убирать от мусора и снега. Не верите –
возьмите в руки метлу, и проверьте сами.
Жизнь слишком короткая штука, а мостовые живут долго. Но и
им необходимо поддерживать форму: поэтому, например, перед войной, летом 1939
года Дойчештрассе (ныне Гагарина) получила «новое лицо», выложенное в проезжей
части маленьким мостовым камнем и достигла ширины 26м, была там устроена и
велосипедная дорожка, тротуар облицован унифицированной плиткой, поставлено
новое уличное освещение. Затем «под нож» легла улица Кайзеренштрассе (ныне
Талаха), и вскоре уже щеголяла выпрямленной мостовой и ровнёхонькими
тротуарами.
Уже с 1910 года город расчищал подзапущенный свой внешний
вид, боролся с засильем реклам – и не забывал «о красе ногтей», о малых
деталях, в том числе и о рисунке мостовых.
Порядок был приобретён ценою многих поколений, а также
долгим воспитанием. И хозяева были такие, каких уже никогда не будет на этой
земле, но есть чему поучиться у них. Тильзит оставил нам в наследство
много-много базальтовых и диабазовых тротуаров и мостовых. Считают, что диабаз
обладает свойством успокаивать нервную систему, снимать стрессы, усмирять гнев
и раздражение и выбрасывать всякие астральные шлаки.
Идёшь по мостовым и думаешь, как же там складывалась жизнь,
в этом, в меру богатом, удобном, размеренном и чопорном городе, с вычищенными
садиками, где тротуары мыли щётками, а перины выбивали каждый день, и даже
мухи, в парк Якоба, наверное, летали в кружевных чепчиках.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев