Когда Троя была разрушена, судьба Елены оказалась столь же неоднозначной, как и её жизнь. Древнегреческие авторы оставили несколько версий о её послевоенном пути, каждая из которых отражала разные представления о её роли и образе.
Фортунино Матания. Елена Троянская наблюдает за битвой между Менелаем и Парисом со стен Трои.
Возвращение в Спарту. В версии Гомера Елена, несмотря на все страдания, вновь воссоединяется с Менелаем и возвращается в Спарту. Здесь её, как ни странно, ждали не ненависть и осуждение, а новая, спокойная жизнь в качестве царицы. По словам Гомера, в «Одиссее» Елена даже стала для спартанцев героиней. Считалось, что они правили счастливо, пока их души не были вознесены на Острова Блаженных.
Покаяние и изгнание. В более поздних вариантах мифа Елену не ждали покой и искупление, напротив, её присутствие было источником ненависти для родственников погибших воинов. Некоторые тексты упоминают, что она подверглась публичному осуждению и была изгнана или даже убита по приказу детей или родственников, обиженных на неё за войну и утраты.
Елена в Египте. Драматург Еврипид предложил в своей трагедии «Елена» неожиданный взгляд: по его версии, Елена никогда не была в Трое. Афродита, играя с судьбами смертных, отправила в Трою лишь её двойника — призрачный образ. Настоящая Елена, чистая и невинная, находилась в Египте, где её пленил местный царь Протей. После падения Трои она и Менелай воссоединились, и эта версия как бы возвращала её к образу невинной жертвы божественных игр.
Вознесение на Олимп. Считалось, что по воле богов Елена обрела бессмертие и была принята на Олимп, где стала богиней. В эллинистической традиции её почитали и связывали с вечной молодостью и красотой, подчеркивая её уникальность и вечность мифа.
Елена: вечная и многоликая
Нет комментариев