Век живи — век учись. Эту фразу можно услышать практически от каждого учителя. Но при этом мало кто знает, что в оригинале она звучала так «Век живи — век учись тому, как следует жить», а автор этого изречения — Луций Анней Сенека.
    5 комментариев
    12 классов
    Ж/Д катастрофа под Уфой, 1989 год. Крупнейшая на территории России и СССР железнодорожная катастрофа произошла 4 июня 1989 года недалеко от города Аша Челябинской области. В ту ночь в момент встречного прохождения двух пассажирских поездов № 111 «Новосибирск — Адлер» и № 112 «Адлер — Новосибирск» произошёл мощный взрыв паров газового облака, которые образовались из-за прорыва трубопровода. В ту ночь погибло 575 человек, 181 из них — дети, ещё 623 получили ранения. В катастрофе пострадали жители из 45 регионов РСФСР и восьми союзных республик. В трубе нефтепровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье» («Южный Балык — Миннибаево»), по которому транспортировали широкую фракцию лёгких углеводородов (сжиженную газобензиновую смесь), образовалась узкая щель длиной 1,7 метра. Из-за протечки трубопровода и особых погодных условий газ скопился в низине, по которой в 900 метрах от трубопровода проходила Транссибирская магистраль, на участке Улу-Теляк — Аша Куйбышевской железной дороги, 1710-й километр магистрали, в 11 км от станции Аша, на территории Иглинского района Башкирской АССР. Примерно за 3 часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе (точные моменты первичного повреждения и критической разгерметизации трубы не определены). Однако вместо того чтобы искать причину нештатной ситуации, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. В результате этих действий через трещину в трубе под давлением вытекло значительное количество пропана, бутана и других легковоспламенимых углеводородов, которые скопились в низине в виде «газового озера», потому что плотность их паров выше, чем у воздуха. Машинисты проходивших до катастрофы поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность (запах одоранта, добавляемого в газо-бензиновую смесь), но этому не придали значения. Два пассажирских поезда, которые в итоге были практически уничтожены, двигались с небольшим опозданием. При отсутствии отклонений от графика они бы рядом с местом аварии продуктопровода не встретились. В поездах № 211 Новосибирск — Адлер (20 вагонов) и № 212 Адлер — Новосибирск (18 вагонов) находились 1284 пассажира (в том числе 383 ребёнка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Мощность взрыва была оценена в 250—300 тонн ТНТ. По другим оценкам, мощность объёмного взрыва могла доходить до 12 килотонн ТНТ, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (16 килотонн). Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов. Сила взрыва была такова, что выбило стёкла в городе Аше, расположенном более чем в 10 километрах от места катастрофы. Столб пламени был виден более чем за 100 км. Возникший при взрыве гигантский пожар охватил территорию около 250 га. Длина фронта пламени составила 1,5—2 км. Кратковременный подъём температуры в районе взрыва превысил 1000 °C. Взрывом было серьёзно повреждено 37 вагонов и два электровоза, в том числе семь вагонов и оба электровоза — до степени списания. На откосе земляного полотна образовалась открытая продольная трещина шириной от 4 до 40 см, длиной 300 м, повлёкшая сползание откосной части насыпи до 70 см. Были разрушены и выведены из строя: рельсо-шпальная решётка на протяжении ~ 300 м, контактная сеть на протяжении 3 км, продольная линия электроснабжения 1,5 км, сигнальная линия автоблокировки 1,7 км, 30 опор контактной сети, 17 км воздушных линий связи. Место катастрофы было расположено в труднодоступном малонаселённом районе с горно-таёжной местностью. Оказание помощи было весьма затруднено этим обстоятельством. На месте было обнаружено 258 тел погибших, 806 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, 317 из них умерли в больницах. Всего погибли 575 человек (по неофициальным данным — 645), 623 стали инвалидами, получив тяжёлые ожоги и телесные повреждения. Детей среди погибших: 181 человек. Среди погибших — девять хоккеистов юниорской команды «Трактор-73». Свидетельства очевидцев: Геннадий Верзян, житель Аши (11 километров от места взрыва): «Во втором часу ночи по местному времени со стороны Башкирии взметнулось яркое зарево. Столб огня взлетел вверх на сотни метров, затем докатилась взрывная волна. От грохота в некоторых домах вылетели стёкла». Алексей Годок, в 1989 году первый заместитель начальника пассажирской службы Южно-Уральской железной дороги: «Когда мы облетали место аварии, было такое впечатление, что напалм какой-то прошёл. От деревьев остались чёрные колья, как будто их ободрали от корня до верхушки. Вагоны были разбросаны, раскиданы… Надо же такому случиться — поезд, который шёл из Новосибирска, на 7 минут опаздывал. Пройди он вовремя или встреться они в другом месте — ничего бы не случилось. Трагедия в чём — в момент встречи от торможения одного из составов прошла искра, там в низинке скопился газ и произошёл мгновенный взрыв. Рок есть рок. И безалаберность наша, конечно… Я работал на месте аварии, вместе с КГБ и военными, изучали причины катастрофы. Уже к концу дня, 5 июня, мы знали, что это никакая не диверсия, это дикая случайность… Действительно, запах газа чувствовали и жители близлежащей деревеньки, и наши машинисты… Как показала проверка, скопление газа шло там в течение 20—25 дней. И всё это время там шли поезда! Что касается продуктопровода, выяснилось, что там не велось никакого контроля, несмотря на то, что соответствующие службы обязаны регулярно следить за состоянием трубы. После этой катастрофы появилась инструкция для всех наших машинистов: почувствовав запах газа — тут же предупреждать и прекращать движение поездов, до выяснения обстоятельств. Нужен был такой страшный урок…» Владислав Загребенко, в 1989 году — врач-реаниматолог областной клинической больницы: «В семь утра мы вылетели с первым вертолётом. Часа три летели. Куда садиться, вообще не знали. Посадили около поездов. Сверху я видел (рисует) вот такой чётко очерченный круг диаметром примерно с километр, и торчат чёрные обрубки сосен, как спички. Вокруг тайга. Лежат вагоны, изогнутые бананообразно. Там вертолётов, как мух. Сотни. Ни больных, ни трупов к тому времени не осталось. Военные идеально поработали: эвакуировали людей, трупы увезли, погасили огонь. Больных привозили на самосвалах, на грузовиках вповалку: живых, не очень живых, вообще неживых. В темноте же грузили. Сортировали по принципу военной медицины. Тяжело раненых — 100 процентов ожогов — на траву. Тут уже не до обезболивания, это закон: если одному тяжёлому будешь помогать, ты потеряешь двадцать (которых можно успеть спасти). Особо хочу сказать об ашинцах. У каждого больного дежурил доброволец, сестёр же столько не наберёшь, и ещё была очередь, чтобы занять это место. Они тащили котлеты, картошку, всё, что раненые просили… Известно, что этим больным нужно много пить. Но такого количества компотов я представить себе не мог: все подоконники были уставлены, весь пол. Площадь перед корпусом была заполнена волонтёрами. Вся Аша поднялась на помощь» Салават Абдулин, отец погибшей под Ашой Лены Абдулиной, сопредседатель Ассоциации родственников погибших и пострадавших под Ашой: «На вокзале нам говорили, что последние вагоны, в которых ехали наши дети, не пострадали. Кто-то сказал, что звонил преподаватель Тулупов, который поехал с ними, сказал, что всё в порядке. Нас просто успокаивали. В шесть вечера спецпоездом мы поехали в Ашу, из Аши — в Уфу. В списках живых дочери не было. Три дня мы искали в больницах. Никаких следов. А потом пошли с женой по холодильникам… Была там одна девочка. По возрасту похожа на мою дочь. Головы не было, только два зуба снизу торчали. Чёрная, как сковородка. Думал, по ногам узнаю, она у меня танцевала, балерина была, но ног не было по самое туловище. А телом похожа была. Я потом корил себя, можно было и по группе крови узнать, и по ключице, она в детстве ломала… В том состоянии до меня это не дошло. А может, это она была… Неопознанных «фрагментов» людей осталось очень много. […] 24 человека из нашей школы совсем не нашли, 21 человек погиб. 9 человек в живых остались. Ни одного преподавателя не нашли.» Валерий Михеев, заместитель редактора газеты «Стальная искра», Аша: «Меня разбудила — а я только прилёг — страшная по яркости вспышка. На горизонте полыхало зарево. Через пару десятков секунд до Аши донеслась взрывная волна, побившая немало стёкол. Понял, случилось что-то страшное. Через несколько минут я был уже в горотделе милиции, вместе с ребятами кинулся в «дежурку», помчались в сторону зарева. То, что увидели, невозможно представить себе даже при больном воображении! Как гигантские свечи горели деревья, вишнёво-красные вагоны дымились вдоль насыпи. Стоял совершенно невозможный единый крик боли и ужаса сотен умирающих и обожжённых людей. Полыхал лес, полыхали шпалы, полыхали люди. Мы кинулись ловить мечущиеся «живые факелы», сбивать с них огонь, относить ближе к дороге подальше от огня. Апокалипсис… А как много было детей! Вслед за нами начали подъезжать медики. В одну сторону мы складывали живых, в другую — мёртвых. Помню, нёс маленькую девочку, она меня всё про свою маму спрашивала. Передал на руки знакомому врачу — давай перевязывай! Он отвечает: «Валерка, уже всё…» — «Как это всё, только что разговаривала?!» — «Это в шоке».
    2 комментария
    27 классов
    Пань Лянь, китайский моряк, который 133 дня плавал на плоту в Атлантическом океане. 24-летний китаец Пань Лянь в 1942 году служил вторым стюардом на британском торговом судне Ben Lomond. В ноябре судно было торпедировано немецкой подводной лодкой и потерпело крушение в Атлантическом океане, более чем в 1000 километрах от устья Амазонки. Никому из 55 членов экипажа не удалось спастись, за исключением Пань Ляня: он успел надеть спасательный жилет и прыгнуть за борт до того, как взорвались котлы. Проведя два часа в воде, он обнаружил стандартный восьмифутовый спасательный плот, который и стал его домом на несколько месяцев вперед. Его спасли у берегов Бразилии в 1943 году.
    2 комментария
    25 классов
    ⚡ Новая работа Сергея Безрукова? С 25 июня по 13 октября 2024 года в рамках программы "Таврида" - арт-кластера состоится образовательная программа Академия Сергея Безрукова "Художественные руководители Театров Будущего". 💡 Лидеры театрального искусства под руководством Сергея Безрукова смогут улучшить свои профессиональные навыки стратегического планирования и продвижения современного российского театра.
    1 комментарий
    14 классов
    Великие лидеры рождаются в молодости! На этом удивительном снимке - молодой Уинстон Черчилль в возрасте 21 года. Этот яркий и талантливый человек стал одной из центральных фигур XX века, оставив незабываемый след в истории. Его страсть к политике и стремление к переменам сделали его легендой.
    4 комментария
    10 классов
    Мужчины народа бабира. По их мнению, такой способ подвернуть верхнюю губу — это очень красиво и привлекательно для женщин. Бельгийское Конго. 1924 год.
    10 комментариев
    37 классов
    🔍 Кто командовал Парадом Победы в 1945-ом году? Сегодня мы отмечаем годовщину первого торжественного Парада Победы в Великой Отечественной войне. ➡️ Это важное событие для всей страны и стран, которые боролись с нацизмом во всем мире. Мероприятие было организовано в самом центре Москвы в 1945-ом году. Интересно, что командовал митингом не сам Иосиф Виссарионович Сталин, а его ближайший соратник маршал Жуков. 💎 Это произошло по причине прекрасной выучки полководца в кавалерийских делах и его езды верхом.
    5 комментариев
    28 классов
    О своеволии генерала Горбатова доложили Сталину   В 1944 году, когда 3-я армия стояла в Польше, её командующий Александр Васильевич Горбатов услышал рассказ одного из офицеров о полученном из дома письме. Его отец, проработавший на шахте больше сорока лет, рассказывал о трудностях восстановления шахт Донбасса. Больше всего он сетовал на отсутствие крепёжного леса, который в регион практически не завозят.   Как вспоминал в своих мемуарах Александр Васильевич, он призадумался. На множество километров вокруг растянулся прекрасный сосновый бор, а доставлявшая военные грузы техника обратно уходила порожняком. И тогда он сказал офицеру: «А ты напиши отцу – пусть приезжает сам или пришлёт кого-нибудь, мы с лесом поможем». Сказал, и тут же забыл об этом, иных забот хватало.   Через некоторое время генералу доложили, что к нему прибыла делегация из Донбасса. Горбатов сначала удивился, а потом вспомнил о своём обещании. Он приветливо встретил троих прибывших шахтёров, пригласил их за стол и позвал члена Военного Совета генерала Коннова. За дружеской беседой командиры из первых уст услышали о бедственном положении с лесом и просьбу о помощи. Горбатов обратился к Коннову «Ну что, поможем шахтёрам, Иван Прокофьевич?». Тот ответил, что можно было бы, но существует категорический запрет высшего командования на вырубку леса.   Ответ Коннова командарма озадачил, про подобный запрет он услышал впервые. Шахтёры вообще поникли. Наступила неловкая пауза. Прервал её Горбатов, принявший волевое решение. «Лес будем валить ближе к железной дороге, чтобы удобнее грузить было. Оформим на нужды оборонительных сооружений в тылу, чтоб по пути следования вопросов не было. Ответственность беру на себя. А вы, Иван Прокофьевич, мне ничего не говорили и ни о чём не предупреждали». Коннов едва заметно кивнул.   В короткий срок было заготовлено большое количество древесины. Оправить по назначению успели 50 тысяч кубометров, когда прибыла другая делегация, тоже из трёх человек. На этот раз из Москвы – разобраться со злоупотреблением должностными полномочиями, о котором было доложено самому Сталину.   Нарушение запрета на вырубку леса, обман с его назначением, плюс имевшаяся (хоть и снятая) судимость за контрреволюционную деятельность в 1939 году – всё это грозило самыми большими неприятностями. Генерала допрашивали 4 часа, он рассказал всё как было, в том числе и о полученном предупреждении от Коннова. Вину полностью признал, а укрываться благими намерениями посчитал ниже своего достоинства. Комиссия убыла, и наступило тягостное ожидание.   Наконец, Горбатову позвонил председатель тройки. И рассказал о докладе Сталину: – Верховный выслушал внимательно, а когда дошло о предупреждении Коннова, переспросил: «А кто об этом рассказал?». Я ответил, что сам Горбатов. Сталин удивился и сказал: «Горбатова только могила исправит. На него это похоже». В конце подытожил, что преступление налицо, но, поскольку командарм никакой личной выгоды не преследовал, то и в деле нужно поставить точку.   Почувствовавший большое облегчение Александр Васильевич горячо поблагодарил председателя «тройки» (его фамилию он не запомнил). История на этом благополучно завершилась. Лес у донбассовцев изымать не стали. А на одной из шахт была установлена табличка с благодарностью 3-й армии за оказанную помощь.
    1 комментарий
    5 классов
    Незаслуженно забытый вратарь – лучший футболист страны 1976 года   В СССР было много высококлассных футбольных вратарей. Яшин, Дасаев, Хомич, Габелия, Пильгуй – список наиболее известных фамилий можно ещё продолжать. Однако не каждый из них мог бы похвалиться таким достижением, как звание лучшего футболиста года в СССР. С 1964-го, когда впервые начали присуждать это звание, его удостоились всего три вратаря. И одним из них был голкипер ЦСКА Владимир Александрович Астаповский, которого в наше время крайне редко вспоминают в прессе и иных СМИ.   Будущий кумир армейских болельщиков родился в Брянске 16 июля 1946 года. В детстве, как и все мальчишки, играл в футбол, но двигаться в игровой карьере дальше своего двора даже не помышлял. Вмешался один из соседей, который увидел в парне хороший потенциал и буквально за руку привёл в футбольную школу. Брянское «Динамо» и тренер Иосиф Мочанис дали Владимиру путёвку в большую футбольную жизнь.   Следующей ступенькой стал бакинский «Нефтчи», где Астаповский оказался после поступления в мореходное училище. Занятие любимой игрой он не бросил и в новой команде окончательно сформировался как вратарь. Выступал за «Нефтчи» и сборную Азербайджана на юношеских соревнованиях, пока в 1965 году не был призван на службу во флот. Год провёл в море на торпедном катере. А потом был направлен на берег, где стал игроком севастопольской армейской команды СКЧФ. В 1968 году начал выступать в основном составе этого клуба, игравшего в классе «Б».   В начале сезона 1969 года Владимир Астаповский пришёл третьим вратарём в ЦСКА. Пробиться в основу казалось утопией, ведь у армейцев было два вратаря высочайшего уровня: привлекавшийся в национальную сборную Юрий Пшеничников и его сменщик Леонид Шмуц. Однако в 1972 году, во многом благодаря своему сумасшедшему трудолюбию и упорству, всё-таки стал основным вратарём клуба.   Своим лучшим матчем в жизни Астаповский считал игру против киевского «Динамо» в 1975 году, которую ЦСКА проиграл 0:3. Свидетели матча утверждали, что если бы не творивший чудеса вратарь армейцев, счёт вообще мог быть неприличным. Да и два гола из трёх он пропустил с пенальти. Наверное, впечатлён был и тренер динамовцев Лобановский.   После этой игры Астаповского стали привлекать в сборную команду страны, а в финальной стадии олимпийского турнира 1976 года Валерий Васильевич доверил ему место в основном составе (а не одноклубнику Евгению Рудакову, что было крайне удивительно). Наш герой стал бронзовым призёром той Олимпиады, а по итогам года был признан лучшим футболистом Советского Союза.   Из футбола Владимир Александрович ушёл в 1982 году. Служил в Вооружённых Силах, работал тренером, но без заметных успехов. Были времена, когда пришлось поработать водителем и охранником. Периодически играл в матчах ветеранов. В последние годы сильно болел и из жизни ушёл 12 апреля 2012 года. Ему было 65 лет.
    3 комментария
    7 классов
    Великий лидер истории - Иосиф Сталин! 1 мая 1955 года в Праге был открыт самый грандиозный памятник Сталину, который получил народное название "очередь за мясом". Этот памятник был символом благодарности и уважения к лидеру социалистической революции. Огромная фигура Сталина возвышалась над городом, напоминая каждому о его величии и заслугах перед страной. Однако, в 1962 году памятник был демонтирован, и его история завершилась.
    2 комментария
    16 классов
Показать ещё