29 октября день основания Всесоюзного Ленинского Комсомола.
Для многих поколений советских людей эта организация стала школой жизни, школой становления личности, школой реализации самых дерзких надежд и мечтаний. Биография комсомола — это история трудного, героического и романтического прошлого молодежи нашей страны в 20 веке.
Комсомол родился на рубеже двух исторических эпох, в период революции, в разгар ожесточенной борьбы старого с новым. В Енисейске и Енисейском районе советская власть установилась в январе 1920 года. Вскоре после этого в Енисейском уезде стали образовываться комсомольские ячейки. Март 1920 года считается датой создания Енисейской комсомольской организации. 30 марта проходило первое организационное собрание подавших анкеты о вступлении в комсомол. Принимали в комсомол только тех, кто был достоин этого звания. Активное участие в создании комсомольской организации принимали большевики: Бабкин, Григорьев, Невленинов и др. Они вели большую разъяснительную работу среди молодежи, убедительно рассказывая о целях и задачах созданного союза. Первым секретарем Енисейского районного комитета комсомола был присланный из губкома Иосиф Михайлов, потом Дмитрий Щукин. Это были передовые комсомольцы, чья кипучая деятельность зажигала окружающих. В это время в Енисейске издавалась единственная в губернии молодежная газета «Красный октябрь», в которой сообщалось о хороших делах комсомольцев, о планах первых комсомольских ячеек, призывалась вся молодежь к вступлению в ряды РКСМ, критиковались лодыри и лентяи.
Лозунг того времени «Мы наш, мы новый мир построим!» пришелся по душе молодым горячим головам. Юноши и девушки охотно откликались на призывы партии: «Одолеть трудности», «Уничтожить...», «Ускорить..», «Догнать и перегнать» .
20-30-е годы - это годы становления советской власти. годы первых предвоенных пятилеток и они были полны трудностей как для молодой комсомольской организации, так и для всей страны в целом. Молодежь Енисейского района была активным участником преобразований в стране того периода - коллективизации и культурной революции.
Численный состав Енисейской комсомольской организации в декабре 1927 года составлял 207 человек, ячеек было 12 (из них 8-в деревнях, 4-в городе). К январю 1932 года количество комсомольцев было 334, (из них рабочих и служащих-157, 104 — колхозники, 63 — учащиеся).
Листая страницы первых отчетных документов из фонда Енисейского районного отдела образования (позже Управление образования администрации Енисейского района) мы узнаем как жила молодежь в селах и деревнях района, какое участие принимала в строительстве нового общества. Для воплощения в жизнь объявленного партией курса страны на коллективизацию сельского хозяйства комсомольцы и молодежь проводили массовые субботники, вели разъяснительную работу среди крестьян по вовлечению их в колхозы, оказывали помощь членам артелей в подготовке к весеннему севу.
Из отчета Енисейской школы колхозной молодежи (ШКМ), созданной в 1929/30 учебном году: «...количество учащихся было в указанном году 48 человек. В 1930/31 учебном году до апрельского приема 79 человек, ко времени роспуска на весенне-посевную компанию числилось 91 человек. По социальному положению: колхозников-26, батраков-16, середняков-22, рабочих-7, служащих-3. По партийности: ВЛКСМ-19, Пионеров-24, беспартийных-48». Школой была проделана следующая работа: разработан большой проект «Поможем колхозу подготовиться к весенней посевной», который включал в себя ряд малых проектов, таких как подготовка семян, проверка сельхоз инвентаря, организация выпуска стенгазет, написание лозунгов для изб-читален, красных уголков, с/советов и ряд других мероприятий. Благодаря организованной работе ШКМ, повышалась культура земледелия и оказывалась практическая помощь хозяйствам района.
Наряду с коллективизацией, значительным было участие комсомола в проведении культурной революции, основа которой — борьба за всеобщую грамотность и просвещение. Создается общество «Долой неграмотность» (ОДН) в протоколе заседания членов которого от 12.01.1930 года: "...обратиться к комсомолу сделать сильнее напор на обучающих индивидуалов, почаще созывать их и вести с ними беседы, попутно выявляя недостатки и давать им указания. Необходимо наладить работу по ликбезу, посредством индивидуального обучения и этот вопрос поставить перед Райкомом Комсомола". Отдельным пунктом, которому тоже уделялось пристальное внимание, ликвидация безграмотности среди татар. В зимний период комсомольцы проводили большую работу на селе в избах-читальнях, красных уголках, делились опытом работы друг с другом, прорабатывали вопросы воспитательного характера. По их инициативе устраивались конкурсы на лучший рисунок, чтение интересных книг вслух, вечера молодежи, вовлечение в кружки и активная пропаганда книг и газет среди населения.
В годовых отчетах школ Енисейского района за 1927/28 учебный год встречаем указания на связь школ с комсомольскими организациями: «...помощь выражалась в проведении вечеров-спектаклей и оформлении стенгазет». Не оставляли без внимания комсомольцы и семьи погибших партизан. Устраивали воскресники во время сенокоса, посадки картофеля, заготовки дров и т.д. В отчете заведующей школой села Городище Н. Балахниной в разделе «Общественная работа учителей» читаем: « весь год я состояла членом бюро ячейки ВЛКСМ, была агитпроп ячейки, занималась с комсомольцами изучением Устава ВЛКСМ и политграмотой, была секретарем ячейки ОСОАвиахима, все время была секретарем Красного уголка и исполняла работу за секретаря СельККОВ».
Комсомольцы района стали инициаторами создания Культпохода. Из протокола заседания штаба Культпохода от 29 ноября 1929 года читаем: « организовать шестимесячные курсы для подготовки батраков на рабфак; провести агитационные мероприятия за подписную компанию - «одна газета и один журнал на каждого работающего»; отметить преданное, подлинно комсомольское отношение школьной ячейки ВЛКСМ к работе библиотечного кружка. В планах работы этого кружка проведение по селам Вечера газеты «Комсомольская правда», организация передвижной библиотеки на санях и книгоношество.
Культурная революция подразумевала и антирелигиозную направленность, так как по всей стране шел процесс отделения церкви от государства. В селах и деревнях члены комсомольских ячеек вели агитацию против посещений церкви, запрет на церковные браки, крещение детей и обращение к знахаркам.
Далеко не все из намеченного получалось, порой в своей работе комсомольцы допускали ошибки, но исправляли их, и опять погружались в новые дела, учились сами и учили других. Самое главное, в них, в первых комсомольцах, была твердая вера в осуществление всех поставленных перед ними задач и неисчерпаемый юношеский задор. За весь период своего существования Енисейская комсомольская организация прошла разные тяжелые испытания, были взлеты и падения, но об этом рассказывают уже другие документы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев