(Из истории народного образования Енисейского района)
Накануне профессионального праздника День учителя вспомним, как создавалась почти сто лет назад система народного образования в Енисейском районе, какие были школы и учителя, чему и в каких условиях учили в наступающих новых временах? Интересные сведения об этом есть в годовых отчетах школ района за 1927-1928,1928-1929 учебные годы. Это самые ранние отчеты, которые хранятся в фонде Енисейского районного управления образования.
Сельские школы первой ступени - это начальные школы с четырехлетним сроком обучения, которые в результате реорганизации досоветской системы образования были созданы из младших классов гимназий и низших начальных училищ. Становление новой школы проходило в неимоверно тяжелых условиях - разруха, холод, голод. Гражданская война нанесла ущерб и образованию: одни учителя уехали, некоторые погибли. В конце 1920-х в районе числилось 29 начальных школ. Одно из главных условий для обучения - наличие помещения для занятий. Специально построенных зданий было совсем немного, в основном приспособленные или наемные дома, обычно тесные и темные, или избы, купленные райисполкомом. Школьное здание в Анциферово, например,
«коммунальное, выстроенное в старину одним богачом для богадельни, как определяют местные крестьяне. Помещение холодное и сырое, что влияет на здоровье учащихся». В деревне Михалево занимались в крестьянской избе. В Городище в бывшем поповском доме, где была одна классная комната, квартира учителя и комната со сценой. В школах была обычно одна классная комната, реже две, учительская, кухня, прихожая. В отчетах встречаются схематические планы зданий сельских школ. Денег на ремонт, отопление, уборку было мало; свою долю работ на школу крестьяне выделять не торопились. В Стрелковской школе на общих собраниях родителей проведана была несколько раз агитация помощи школе. В результате чего население организовалось для доставки воды в школу, из расчета одна кадушка на неделю. Вывезены были дрова в количестве 25 саженей путем воскресников. Снабдили школу самоваром, что дало возможность школе устраивать для детей чаепития с горячим завтраком из жареной картошки, которую дети приносили сами. Жители села Верхнепашино организовали добровольное пожертвование денежных средств на выписку журнала «В помощь земледельцу», добровольное пожертвование денежных средств на выписку журнала «В помощь земледельцу». Родители школьников села Усть-Тунгуска провели самообложение средств на приобретение столярного инструмента для школы и пожертвования в пользу детского вечера, в Погодаево родители учащихся помогли приобрести школе письменные принадлежности. Отмечалось, что «отношение населения к школе сочувственное». А ведь в начале 1920-х годов в некоторых селах решительно отказывались от содержания учителей, мотивируя это тем, что «самим есть нечего». Педагогической и справочной литературой школы были небогаты. Не хватало и учебников. Достаточно ими были обеспечены школы, находившиеся в деревнях по енисейскому тракту, в глубинке же только на 30-70 процентов. Не хватало инвентаря : парт, шкафов, столов, досок. Иногда даже не было стола и стула для учителя. Кое-что из мебели приносили крестьяне из своих домов. В некоторых школах вместо доски писали на железной печи, которая называлась контрамаркой. Очень ценились немногочисленные наглядные пособия: глобус, компас, разновес, лупа, термометр, складной метр, географические карты. В некоторых школах были еще и редкие принадлежности, например, весы малые, счеты настольные, простейшая астролябия ( астрономический инструмент). Образовательный ценз учителей был невысок. Из отчетов видно, что большинство из них закончили Енисейскую девятилетнюю школу с педагогическим уклоном, после посещали курсы по подготовке учителей школ 1 ступени.
Некоторые имели образование по 6,7 классов мужской и женской гимназий, учительской семинарии. В селе Ялань преподавала выпускница Оренбургского епархиального женского училища Круглихина В. Практически все школы работали в одну смену. Большую часть времени учителя посвящали общественной работе. В отчете о работе школы д. Мариловцево отмечено, что
« население предъявляет школе требований очень много как к очагу культуры и нового быта, и все эти требования никогда не покрыть...». И далее перечисляется дополнительная деятельность педагога: секретарь ревизионной комиссии сельсовета, «юрисконсульт крестьянских дел - судейских, исковых, раздельных (разоблачил два крупных грабительских преступления); культурник -пчеловод - заведующий артельной пасекой; во всех государственных кампаниях кооптировался сельсоветом на работу по району. Нагрузка при добросовестном выполнении долга подчас была не под силу».
В деревне Верхнепашино учитель являлся секретарем ячейки «Безбожник», руководителем организационной работы ячейки Осоавиахима ( общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству), ячейки МОПРа (Международная организация помощи борцам революции), распространял облигации займов и лотерейных билетов, был инициатором проведения революционных праздников. Вот пример типичного распределения рабочего дня. Учитель Плотбищенской школы Жерихов. Окончил учительскую семинарию, стаж преподавательской работы 16 лет.
«Работа с детьми с 9 до 2 час. -4-5 часов
Отдых и самообслуживание с 2 до 4 — 2 часов
Просмотр тетрадей с 4 до 5 — 1 час
Подготовка к занятиям с 5 до 6 — 1 час
Ликпункт с 6 до 7 — 1 час (пункт ликвидации неграмотности)
Повышение квалификации с 7 до 9 — 2 часа. Итого 11 часов. Примечание : трудно учесть вперед время, проведенное в комиссиях сельского общества взаимопомощи, в сельсовете на собраниях и заседаниях, которые продолжаются не менее 3-4 часов». Учитель Стрелковской школы В.Стефановский отмечает в своем отчете: «На общественную работу приходится уделять немало внимания, так как в селе актив очень ограничен... В некоторых случаях жизнь и сами условия работы требуют невольно делать перегиб в сторону общественной работы, забывая не только о школе, но и о еде. Причиной всему культурная и экономическая отсталость основной массы крестьянства. Вот тут-то и нужны силы». Тем не менее в сельской жизни неуклонно происходили изменения. В том числе, а во многих случаях и благодаря просветительской деятельности школы. Надо отметить, что и ликвидацией неграмотности в районе тоже занимались учителя. Во многих деревнях были образованы ликвидационные пункты. Из общественных полезных работ, проведенных школами, в отчетах отмечаются нумерация домов в деревне, перепись населения в связи с подготовкой перевыборов в сельский Совет, организация спектаклей в дни новых советских праздников, оказание помощи письмоносцу в распространении газет и журналов, устройство большой ледяной горы в деревне и многое другое. И учителями, и детьми в семье проводилась пропаганда улучшения сельского хозяйства, приобретении сельскохозяйственного инвентаря, борьба за санитарию и гигиену, с суевериями. Отмечалось, что « под влиянием школы в последние годы произошли изменения в сельском хозяйстве: появились молотилка, плуги, имеет место протравливание семян...». «Общеполезная работа школы выразилась по птицеводству, скотоводству, по санитарии и гигиене, введении новых игр и развлечений, вербовке населения на коллективную и индивидуальную подписку газет и журналов». По словам педагогов, население изъявляло желание «иметь возможно больше культурных учреждений в селе как, например, красный уголок, изба-читальня, а главным образом, иметь школу, которая удовлетворяла бы всем современным требованиям». В школах по возможности проводились занятия по пению, рисованию, физкультуре и военизации. Работали кружки по интересам: драматический, рукодельный. При школах имелись земельные участки, немногие из них использовались школьниками-пионерами, на большинстве работы не велись. Ребятам хватало этой работы и дома. Так, среди причин выбытия из школы ( отсутствие обуви, отъезд в тайгу, домашние обстоятельства) главная - «население эксплуатирует детей на домашней работе». По этой же причине занятия в большинстве школ начинались поздно, часто в конце сентября - начале октября, и заканчивались в середине мая. Обследование домашних условий учащихся среди бедноты показали отрицательные результаты: недостаток питания, одежды, жилищных условий и непосильный сельскохозяйственный труд. Школа и сельская власть помогали по мере сил и возможностей, например, «выдана стипендия одеждой на двоих на сумму 40 рублей и письменные принадлежности до 10 человек».
Есть в отчетах за 1927-1928 годы пункт номер 3 - « Характеристика экономической, общественно-политической жизни деревни: количество населения, национальный состав, основное занятие, степень экономического благосостояния». В нем кратко даются ответы учителей на эти вопросы. Пример - село Каргино. «Обучаются дети двух селений: с.Каргино и д.Савино. Количество населения д.Каргино от 4-х лет 349 чел., д.Савино 173 чел. Население деревень преимущественно русское - старожилы, за исключением трех семейств принадлежащих к национальностям еврейской, польской, татарской. Основное занятие жителей — сельское хозяйство, но так как оно одно не дает достаточных средств к существованию, то крестьяне вынуждены иметь подсобные заработки: извоз, ямщина, охота и рыболовство. Население деревень — бедняки, середняки, зажиточного элемента нет. Грамотных по Каргино 47 %, в д.Савино 18%.». И так обо всех поселениях, где имеются школы. Эти интересные сведения способствуют представлению о состоянии енисейских деревень в тот период.
Директор МКУ
«Енисейский районный архив» Л.П.Соломенцева
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев