История одной семьи.
В архивной коллекция творческих документов по истории Енисейского района заметное место занимают исследовательские краеведческие работы учащихся школ, подготовленные ими на научно-практические конференции и конкурсы. Ребята разных возрастов, разных школ проводят исследования по самым разнообразным темам и направлениям, записывают воспоминания и рассказы своих родственников. Около пятидесяти самых разнообразных детских работ хранятся в архивном фонде. Есть среди них и работы по истории своего рода, семьи.
Разные семьи...Разные судьбы…
Интересна работа восьмиклассницы Кривлякской школы Ирины Заложук, которая провела большое исследование о своей семье, корни которой уходят в старообрядчество. Она собрала сведения не только о своих предках, но и установила связь со всеми проживающими ныне родственниками. Привлекает внимание описание быта, нравов староверов Луговатской тайги.
С согласия автора представляем выдержки из работы.
«Незнание своей родословной - это неуважение к своим корням. На Руси считалось достойным правилом знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Знаменитыми предками особенно гордились и бережно хранили память о них. Кроме того, знание своей родословной накладывает на человека ответственность за свои дела, поступки, слова. Он осознает себя частью большого рода, и совесть не позволяет ему уронить свое достоинство, чтобы его потомки вспоминали о нем, как о хорошем человеке.
Чем больше мы знаем о своих корнях, тем лучше осознаем: кто мы есть, какие мы, что мы передадим своим потомкам. И, конечно, появляется огромное чувство ответственности за свои поступки, свою жизнь, потому что думаешь о том, что о тебе скажут твои внуки и правнуки. Будут ли они помнить о тебе? И каким словом вспомнят: добрым или злым?
Прапрадед мамы по отцовской линии звался Петр Иванович Мерзляков….
Откуда появились Мерзляковы в Луговатке, Якше и Безымянке, Ярцево, Леднево, Енисейске? По рассказам, сначала Петр Мерзляков со своим семейством жил в Пермском крае. Потом то ли земель им мало стало (хозяйство было большое), то ли с религией это связано (не приняли реформу Никона), то ли все вместе это повлияло, но перебрались они из Пермского края в Кемеровскую область.
До 3 ноября 1923 года существовала Пермская губерния и только в 1938 году была образована Пермская область. На протяжении 19 века территория современной Кемеровской области входила в со став Томской губернии и только в 1943 году образуется Кемеровская область.
В Кемеровской области, куда переехали Мерзляковы, им пришлось осваивать совсем неразработанные земли. Но семья не боялась трудностей. Вера в Бога поддерживала их, и они постепенно разработали пашни и покосы, построились. А потом вновь пришлось бежать, теперь уже от колхозов и раскулачивания. Мерзляковы были вполне самодостаточны, чтобы работать на себя, кормиться своим трудом, так как семьи были большие, работящие, богатые по меркам крестьянина, они направились еще глубже в тайгу. По реке Кас и ее притокам расселилось в те времена много староверских семей. Так и Мерзляковы были одними из основателей мелких деревушек, многие из которых сохранились по сей день. Мерзляковы жили сначала в деревне Якша, потом их дети расселились в Луговатке, Ключах, Безымянке, Александровском Шлюзе и др. И там тоже зажили зажиточно. По несколько коров, лошадей, овец, а еще куры, пчелы. Сеяли зерновые, лен, сажали картофель, выращивали капусту и другие овощи. А рядом тайга. Охота и рыбалка, грибы, орехи и ягоды – вот заделье для настоящих сибиряков…. Население подобных деревенек в основном составляют староверы, но были и ссыльные. И прадед, и прабабушка принадлежали к староверам. Интересны обстоятельства их жизни. Утром, вечером и в течение дня усердно молились. На праздники так же, как и все православные, молились, собираясь в чьей-либо избе, соблюдали все посты и христианские праздники, а вот церквей, священников не признавали. Вместо священников у них были старосты, умудренные опытом и тщательно несущие свою веру. Они давали наставления, благословляли или нет на значимые дела, например, на свадьбу или дальнюю поездку. Староверы не признавали мирского учения. Что прабабушка, что прадедушка – оба были неграмотные. Семьи у староверов всегда были большие, потому что соблюдали Завет: сколько Бог даст детей, столько и надо рожать. Особого богатства у них никогда не было, но голода им не приходилось испытать, т.к. держали большое хозяйство: лошадей, коров, овец, пчел. Сами сеяли рожь, ячмень, овес и гречиху, сами мололи муку, сами выращивали лен, трепали его и на самодельных станках ткали полотно. У прабабушки были коклюшки, с помощью которых она ткала покрывала, пояса, половики, а еще она умела прясть пряжу и вязать носки, платки и варежки.
(Коклюшка- деревянная , как правило, катушка с ручкой, на которую наматываются нитки да плетения кружева)
Мужчины охотились и рыбачили, выполняли тяжелую работу по обустройству хозяйства. С детства их приучали держать в руках и топор, и ружьё. Необыкновенной была речь у прабабушки. Моя мама во время практики должна была записывать просторечные слова и диалектизмы. Она пришла к бабушке поговорить. И пока та что-то рассказывала, записала столько интересных слов! Например, прабабушка говорила «гумага» вместо «бумага», «фатера» вместо «квартира», «колба» вместо «черемша», «баской» - «красивый», «грибы» она называла «губами», следовательно, «грибной суп» - «губницей», «валенки» - «катанками», «паутину» - «тенетами». У каждого старовера в семье была своя посуда и «мирская». Жили они в глуши, прививок от болезней никогда не ставили. Если чужой человек поест из их посуды, то они могут потом заболеть и даже умереть. Поэтому такое деление посуды на «мирскую» и свою до сих пор у многих сохранилось.
(По религиозным убеждениям староверов посуда делится на мирскую и свою.)
Прабабушка, прадедушка! Вас давно нет. Но я знаю, например, что у тебя, прадедушка Гурьян, день рождения был в январе, а у тебя, прабабушка Фрося, - в апреле. И пусть не все ваши староверские обычаи мы соблюдаем (мы крещены в церкви), но ваши заветы, как и вы сами, останутся в нашей памяти. И мы постараемся передать эти знания нашим детям.
Иосиф Гурьянович – мой дедушка детство провел в д. Луговатка. Хозяйство, покосы, лес, как говорится, на приволье вырос. Луговатку так и назвали Луговаткой, потому что кругом огромные луга. А еще березовый лес, в котором осенью много волнушек и груздей росло. Их даже заготавливали для промхоза. Пойдут мужики и бабы в лес, возьмут с собой бочки деревянные, да прямо в лесу в бочки ссыпали грибы и тут же солили. Надо сказать, что в то время, когда он учился, было много ссыльных. Бывало, профессора институтов вели уроки в 8-летней школе. Прадед Гурьян обучался физике у одного такого ссыльного. Тот без учебника и каких-либо подсказок так доходчиво преподносил материал, что деревенские ребятишки на всю жизнь знали содержание предмета. Немецкий язык знали очень хорошо, свободно говорили на нем, переводили огромные тексты с легкостью, а все потому, что учитель немецкого тоже был ссыльный. Многим ребятам тогда крупно повезло, что их в глубинке учили, можно сказать, корифеи наук. Многие выпускники Луговатской школы спокойно поступили в вузы и техникумы, стали уважаемыми людьми.
Мой прапрадед Макар Ульянович Трощенко по материнской линии родом из Украины. Прошел три войны: 1 Мировую, Гражданскую и Финскую. Имел награды.
Папина линия не менее интересна, чем мамина. Линия по моей бабушке Лидии Королевой происходит из Нижнего Новгорода. Прадедушка Королев Иван Андреевич не воевал в Великую Отечественную войну, т.к. у него была бронь – освобождение от воинской повинности, потому что в тылу нужны были профессионалы для работы на заводах.
Папина линия по моему дедушке Заложуку Михаилу Антоновичу тоже уникальна. Выходец из Западной Белоруссии, которая много десятилетий входила в состав Польши. В Польше и сейчас очень распространена фамилия Заложук. Прадед Антон отбывал наказание в Кривляке с 1945 по 1955 год. Впоследствии был реабилитирован. Сколько выпало на его долю! А ведь не было в душе никакой обиды на Советскую власть, на судьбу.
Как интересно переплелись в моем генеалогическом древе крестьяне и рабочие, воины и труженики тыла, те, кто ходил в церковь, и те, кто молился, сохраняя старую веру, а были еще и ссыльные, были интеллигенты. Огромное чувство гордости охватывает меня, когда я по крупицам собираю сведения о своих предках. Память о своем роде надо хранить, ведь это все МЫ! А из нас складывается ИСТОРИЯ.
К сожалению фотографии, представленные к статье автором не лучшего качества.
Источники : МКУ «Енисейский районный архив».Ф.Р-190.Оп.1.Д. 127.
Директор МКУ «Енисейский районный архив» Л.П.Соломенцева
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 12