Нарвался я на канал по разборам авиакатастроф. Везде эти ролики попадались: и в Ютубе, и в ТикТоке, и на других площадках.
И словил мощные флэшбэки с диспетчерской работой. Да, конечно, я осознаю и понимаю, что уровень и масштаб ответственности у пилота и авиадиспетчера не сравнимы с работой энергодиспетчера, но...
Есть и мне чего рассказать. И возможно, это надо будет сделать в каком-нибудь аудио-формате. Наверное, у каждого диспетчера есть «неповторимая» ночь в его диспетчерской службе, и не одна. И я не исключение. Где я почувствовал себя почти авиадиспетчером.
Это была ночь масштабной реконструкции Открытого Распределительного Устройства (ОРУ 110) на одной из самых мощных и сложных подстанций столицы.
Все работы должны были пройти ночью, потому что днём не было возможности перевести потребителей, нагрузка не позволяла. Ночь не предвещала ничего плохого. Я принял смену быстро, минут за 40. Ознакомился со всеми дневными работами, ситуацией с режимом сети, установленными заземлениями (по окончании смены остаётся от 10 до 30 установленных заземлений в сети).
Согласно поданным заявкам ночью предстояло переподключить 3 линии 110 кВ: две отключить от ОРУ и срастить между собой, одну перевести в другую ячейку, кроме этого была большая работа в распредсети по переводу нагрузок...
В 20.00 часов я взял в руки две трубки радиотелефонов, и буквально не отрываясь от них, 12 часов подряд отдавал команды подчинённому оперативному персоналу.
За 12 часов я не вышел в туалет, не встал с кресла, не сходил попить воды. Рядом находился мой верный помощник – второй диспетчер. В его задачи не входило оперативное управление, а только работа с плановыми заявками, заполнение журналов (кабельных и иных технических), переговоры с населением при необходимости.
И вот в разгар ночи, часа в три, я словил понимание того, что буквально приблизился к авиадиспетчеру.
Бригады как самолёты, их нужно развести по "эшелонам", чтобы никто не убил друг друга. Ремонтники разрезают, сваривают шлейфы, оперативники отключают, заземляют, разземляют, включают, подают высокое напряжение - 110 кВ. Опасна не только подача напряжения к месту работ, но и на соседнюю линию. Потому что можно попасть под наведенное напряжение. И все это в режиме нонстоп 12 часов. В одну трубку, в другую, без остановки: «Отключить СР-110», «Проверить отключённое положение», «Включить ЗН ТР-110 Т-3»...
Кульминация наступила неожиданно, когда схема поменялась, а оперативные наименования аппаратов остались прежними, а по факту они уже другие.
Тут я стал каждую команду выверять чуть ли не пальцем на схеме...
Время близилось к 4.00 утра. 8 часов напряжённых команд, переговоров, действий позади, схема уже прилично неприлично изменилась, электромонтеры оперативно-выездной бригады (ОВБ), вымотаны вусмерть, монтажники на ЛЭП, на нулевом портале, тоже уже уставшие.
Остался последний рывок: за оставшиеся 3.5 часа собрать новую схему и включить ТРАНСФОРМАТОРЫ, которые проходили ночь в отключённом режиме, чтобы оживающий город получил энергию, а линии не получили перегрузки. И благодаря заранее составленным "планам полетов" со стороны режимной службы, выверенным бланкам переключений, последние часы пролетают на остатках сил.
Все остались живы и целы: и люди, и оборудование. В 8-00 часов я ставлю трубки на базы и сажусь дозаполнять оперативный журнал. Сменщик уже полчаса изучает схемы (там все отмечено сразу), устно и из оперативного журнала он получил основную информацию и потом увидит ее в оперативном журнале, который мне нужно дописать минут за 15, потому что уже идёт дневная смена.
А самое страшное наступило не в эту ночь. Самое страшное развивалось постепенно.
Из-за нехватки персонала мы ходили по графику 3 через 1. Три дневные, день на отдых, три ночные. И вот после очередной триады дневных я заступил в три ночные. Отдохнул 12 часов и ехал в третью ночь.
Дорога от моего дома до работы пролегала по центральному проспекту города. И его большая часть от края города (9 км) была без светофоров. Я ее проехал довольно быстро и помню последние секунды перед первым светофором, мозг как будто в замедленном кино запечатлел это.
Перед этим светофором глаза закрывались и открывались медленно, я уже почти спал с открытыми глазами...
"Я доеду, отработаю третью ночную и все будет хорошо.
Так, вот, все хорошо. Скоро отдохну...
Стоп!! Почему мерс поворачивает налево передо мной!?
Боковое зрение замечает красный свет.
Уже ничего нельзя сделать!!! Только инстинкты.
Тормоз! Руль вправо! Удар! Вращение!
Подушки безопасности в лицо! Машина в дыму....
...
Вроде бы цел. Дым кругом, тальк, сработали подушки, пиропатрон ремней. Моя Зафира отброшена на метров 20 от удара. Мерс с развороченным передком дымит...
Водитель подбегает ко мне, я говорю: "Виноват. Я просто заснул... Еду в ночную, третью".
Подбегают его друзья, видят, что в машине детское кресло, спрашивают, все ли норм, я говорю, что все хорошо...
В эту ночь меня заменил замначальника диспетчерской службы.
Я отдохнул двое суток и снова заступил на "боевое" оперативное дежурство.
А впереди у меня был месяц в котором произошло наибольшее число пожаров на смене одного человека...
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев