Вопросы 271-273
Вопрос №271
ВОПРОС:
У меня вопрос к А. Серкову, если Вы не возражаете.
В последнем ответе, некоему «обеспокоенному» я встретил следующие термины: «Церемониальные законы», «гражданские», «санитарные», и «Божий Закон».
В каком «варианте» Писаний вы нашли вышеупомянутые термины? Быть может, в Масоретских текстах? В переводе LXX? В Вульгате? Где и когда Христос разделял постановления Моисея на «церемониальные», «гражданские», «санитарные» и т.п.? Подскажите, чтобы и мне знать.
Не лишним будет заметить, что ни так порицаемые Вами «переводчики Синодального перевода», ни какие-либо другие «переводчики» таких терминов не употребляли. Или так Вам, и Вам подобным, миссис Уайт «натолковала»?
ОТВЕТ:
Начну с Вашей реплики о миссис Уайт. Ваша ненависть к ней только потому, что она из противоположного лагеря, поэтому хочется «укусить» или повесить на нее какую-либо «собаку». Я Вас понимаю, хотя не разделяю Вашего мнения.
Что касается перевода Библии, я тоже понимаю Вашу саркастическую реплику о Масоретских текстах, переводе LXX и Вульгате. Для разрешения этого вопроса достаточно ссылаться на Синодальный перевод. Что касается терминов, да, ни переводчики Синодальной Библии, ни другие переводчики не употребляли многих из них, но мы их сегодня имеем и используем на каждом шагу. Возьмите хотя бы слово «БИБЛИЯ». Где Вы встречали это слово в самой Библии? А Христос где употреблял слово «Библия»? А Вы это слово употребляете? Поэтому, хотя Вы и пишите: «Не лишним будет заметить…», это замечание неуместно, поскольку мы не дети.
Да, в прошлом ответе я порицал переводчиков Синодального перевода за то, что в Откр. 1:10 они допустили грубейшую богословскую ошибку, написав «в день воскресный» вместо «в день Господний». Во-первых, Иоанн не мог написать о «дне воскресном», так как в его дни день недели назывался «первым днем недели». Вот как он сам пишет своем Евангелии: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Иоан. 20:19).
Во-вторых, день Господний – это суббота. Читайте: «Посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Марк. 2:28). Кто является Господином субботы? Сын Человеческий. А Сын Человеческий – это кто? Иисус Христос. А Иисус Христос наш Господь? Да, Он и есть Господь субботы. Значит, «день Господень» – это какой день, воскресенье или суббота? Суббота. Синодальные переводчики правильно перевели? Вот и ответьте на этот вопрос сами.
Теперь основная Ваша реплика: «В каком "варианте" Писаний вы нашли вышеупомянутые термины?» И продолжаете: «Где и когда Христос разделял постановления Моисея на "церемониальные", "гражданские", "санитарные" и т.п.? Подскажите, чтобы и мне знать».
Христос не делал разделений, так как имел дело с людьми, способными к размышлению, и для них это было «ясно как день». Если сравнить Ваш вопрос с дорожными знаками, представьте, что Вы отвечаете сотруднику ДПС на его вопрос: «Вы видели дорожный знак, когда нарушали правила дорожного движения?» – и говорите: «А где над знаком висит табличка, что это «ДОРОЖНЫЙ ЗНАК»? Что он Вам ответит? Пожалуйста, подумайте над этим.
В советские времена была книга «Забавная Библия» автора Лео Таксиля. В ней высмеиваются тексты Библии, и автор задает вопросы о наличии (или отсутствии) логических связей между отдельными высказываниями. Например, откуда Каин взял себе жену, ведь кроме Каина и Авеля не было других детей у Адама? Видите, к чему мы можем прийти, если будем опираться на то, что в Библии об этом ничего не сказано. А как Вы считаете, откуда Каин взял себе жену? Только приведите обязательно текст Писания из Библии. По Писанию Адам всего три раза познавал свою жену: когда зачинал Каина, Авеля и Сифа. Больше ничего не сказано. И не сказано, что Адам когда-либо умывался, и что, он никогда не умывался? И много чего в Библии не сказано, Бог дал нам голову, чтобы видеть то, чего там не написано, потому что Библия – не справочник, в котором подетально описаны все действия всех людей Ветхозаветного времени.
Давайте посмотрим на библейские «дорожные знаки» со здравым смыслом, не ища, чтобы на каждом знаке будет вывеска. Начнем с определения, что такое «закон» в общем. Цитирую словарь Ожегова:
«Закон -а, м.:
1. Не зависящая ни от чьей воли, объективно существующая непреложность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. 3аконы общественного развития. Законы рынка.
2. Постановление государственной власти, нормативный акт, принятый государственной властью; установленные государственной властью общеобязательные правила. Конституция – основной закон государства.
3. Общеобязательное и непреложное правило. Законы нравственности. Неписаные законы (сложившиеся нравственные устои, нормы).
4. Общее название основных принципов и идей религиозного вероучения, свод правил какой-либо религии» (конец цитаты).
Видите, сколько существует значений слова «закон». Как Вы считаете, в Библии есть один закон или разные законы? Приведу текст Писания: «И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы» (Исх. 24:3). Один закон или не один? «Все законы» – это множественное число.
Теперь давайте, как здравомыслящие люди, читать Писание и, не ища табличек, смотреть, что собой представляет тот или иной закон. «И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон, и заповеди, которые Я написал для научения их» (Исх. 24:12).
Можно ли сопоставить закон, который Сам Господь написал на каменных скрижалях, с законами, упомянутыми в следующих текстах? «Заповедай Аарону и сынам его: вот закон всесожжения: всесожжение пусть остается на месте сожигания на жертвеннике всю ночь до утра, и огонь жертвенника пусть горит на нем» (Лев. 6:9).
«Вот закон о приношении хлебном: сыны Аароновы должны приносить его пред Господа к жертвеннику» (Лев. 6:14).
«Скажи Аарону и сынам его: вот закон о жертве за грех: жертва за грех должна быть заколота пред Господом на том месте, где заколается всесожжение; это великая святыня» (Лев. 6:25).
Мы можем также привести еще такие примеры, как «закон о жертве повинности», «закон о мирной жертве» и «закон о хлебном приношении» (смотрите 7 главу Левит).
А вот в 11 главе Левит читаем: «Вот закон о скоте, о птицах, о всех животных, живущих в водах, и о всех животных, пресмыкающихся по земле» (Левит 11:46).
Здесь даже имеется табличка над законом: «Закон о скоте, о птице, о всех животных», и так далее. Далее мы можем увидеть, что вся 11 глава Левит описывает чистую и нечистую пищу.
Вот еще один текст: «Он принесет это пред Господа и очистит ее, и она будет чиста от течения кровей ее. Вот закон о родившей младенца мужеского или женского пола (Лев. 12:7).
«Вот закон о язве проказы на одежде шерстяной или льняной, или на основе и на утоке, или на какой-нибудь кожаной вещи, как объявлять ее чистою или нечистою» (Лев. 13:59).
«Вот закон о прокаженном, который во время очищения своего не имеет достатка» (Лев.14:32).
«Вот закон об имеющем истечение и о том, что у кого случится излияние семени, делающее его нечистым» (Лев. 15:32).
Я не буду перечислять все законы – есть и закон о ревновании, закон о назорее, закон о том, что делать, если человек умирает в шатре, и многие другие законы. Есть даже закон, предписывающий носить с собой лопату на случай необходимости. Можем ли мы смешать все эти законы в один богословский котел, создав теологическую кашу? Если Вы можете это сделать – пожалуйста, а для меня это неприемлемо.
Вообще-то, вы видите разницу между Законом Божьим, написанным на каменных скрижалях, и законами Моисеевыми, записанными Моисеем по наставлению Бога? И можете ли Вы понять их назначение без таблички возле каждого закона? Например, если закон касается течения крови, проказы, или требует использования лопаты для закапывания в песок отходов – это какой закон? Это санитарный закон. Вы согласны с этим? Или без таблички не согласитесь? А если закон гласит: «око за око, зуб за зуб» или «побить такого камнями», – это какой закон? Гражданский. Он есть в каждом государстве, и когда Израиль был государством, у них был гражданский закон.
То же самое относится и к церемониальному закону. Это тот же закон Моисея, в котором расписаны все детали приношения жертвы: как ее приносить, куда выливать кровь и так далее. Можно все это сравнить с Законом Божьим, который регулирует взаимоотношения человека с Богом и с другими людьми? Это невозможно. Даже различие в том, что каменные скрижали были положены в ковчег, а книгу со всеми законами Моисея было велено положить одесную ковчега (см. Втор. 31:26).
Теперь перейдем к Новому Завету. Что Христос сказал о тех, кто нарушает Божий закон в день Своего Пришествия? «И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф. 7:23).
О каком законе идет речь в этом тексте? Естественно о десятисловном Законе Божьем, не о законе же о лопате и кровотечении Он говорит.
А о каком законе идет речь в следующем тексте? «Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божьим» (Иоан. 19:7). О гражданском законе. Или, может быть, это тоже Закон Божий? Как Вы считаете?
Апостол Павел также говорит о гражданском законе, теперь уже о римском: «Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! Ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня» (Деян. 23:3).
А как Вы считаете, о каком законе пишет Иаков? «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона (Иак. 2:10-11). Правильно, это Закон Божий. И хотя наклейки сверху нет, но по тексту не трудно догадаться, о каком законе идет речь. Кстати, для Иакова этот закон не потерял своей актуальности в Новом Завете. И для Иоанна также: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; а грех есть беззаконие» (1 Иоан. 3:4). А что такое «беззаконие»? Это нарушение закона Божьего. И апостол Павел говорит то же самое: «Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:13).
А каково назначение Закона Божьего? «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим. 3:20). Каково отношение Павла к Божьему Закону? «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем» (Рим. 7:23). Видел ли Павел, кроме Закона Божьего, какие-либо еще законы? «Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотью закону греха» (Рим. 7:25).
Для Павла Закон Божий оставался актуальным, или он считал, что он «пригвожден к кресту»? «Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7).
А какие законы потеряли свою актуальность со смертью Христа? Это ритуалы, церемонии или обряды, которые указывали на Его смерть и служение в небесном святилище. Они потеряли свою значимость, поскольку была принесена истинная жертва во Христе Иисусе.
С уважением,
пастор Александр Серков
Вопрос №272
ВОПРОС:
Прокомментируйте, пожалуйста, риторический вопрос Э. Уайт: «Можем ли мы доверять тем проповедникам, которые сидят за столом, где подаётся мясо, и едят его вместе с другими?» (ОЗП [402] в издании «Источник жизни» 2007 г., стр. 461).
ОТВЕТ:
Это действительно риторический вопрос. Но на то он и риторический, на который обычно не отвечают, а обдумывают в себе. На него можно задать множество дополнительных риторических вопросов: можем ли мы доверять Христу, Который сидел за столом с мытарями и грешниками, где подавалось мясо чистых животных, и Он ел с ними?
Вопрос, поднятый Эллен Уайт, остается актуальным. Мы не знаем, кому именно он был адресован. Возможно, он имел особое значение в определенной местности и в определенное время, и само обращение к проповедникам было значимым. Однако применимо ли это ко всем временам и ко всем живущим по всему миру? Это тоже риторический вопрос.
Не все живут в Америке и не все едят мясо животных или птиц, выращенных на вредных продуктах питания. Не у всех есть средства, чтобы купить достаточное количество овощей, фруктов и орехов для замены мяса. Они могут позволить себе иногда приготовить птицу, выращенную на чистой траве, в то время как овощи, купленные на рынке, могут быть более вредными, чем домашняя птица, поскольку сегодня они нередко напичканы химикатами.
Вот и судите сами, каких проповедников слушать и как их проверять, по вопросу их питания или по тому, о чем они проповедуют? Иногда вегетарианец может проповедовать что-то столь же недостойное, как и тот, кто не отказывается от качественного, разрешенного Библией мясного питания. Поэтому, читая любую мысль, важно учитывать, кому были сказаны эти слова, при каких обстоятельствах и как они могут быть актуальны в наших условиях и в наши дни.
Что же именно имела в виду Эллен Уайт, говоря о мясной пище? Приведу несколько выдержек из ее трудов для анализа.
1. «Даже если животных хорошо кормят в пути, то от долгого пути их кровь перегревается, от недостатка движения и переедания они жиреют и слабеют. В таком состоянии животных забивают на продажу. Но ведь их кровь уже отравлена, и выходит, что те, кто ест их мясо, употребляют яд. Кто-то может не заболеть сразу, но другие испытывают сильную боль и умирают от лихорадки, холеры или других неизвестных болезней. Многие ловкачи продают заведомо больных животных, и скупающие негодное мясо для перепродажи зачастую знают об этом. Такое особенно часто практикуется в больших городах, а люди, купившие мясо, не подозревают, что едят плоть больных животных» (Избранные вести-2, стр. 409).
2. «Страдающим туберкулезом, с каждым днем теряющим силы и медленно сходящим в могилу, не стоит предпринимать резкие перемены в рационе, но нужно позаботиться о том, чтобы мясо, которое идет им в пищу, было от здорового скота» (Основы здорового питания, стр. 292).
3. «Теперь о молоке и сахаре. Я знаю, что некоторые люди, испугавшись санитарной реформы, предпочитают вообще с ней не сталкиваться, лишь потому, что она ограничивает бесконтрольное употребление этих продуктов. Однако изменения в питании нужно внедрять осторожно, мудро и осознанно. Мы должны вести такой образ жизни, который сам по себе станет примером для окружающих.
Чрезмерное употребление молока и сахара в сочетании вредно для организма, так как эти продукты могут засорять его и нарушать естественные процессы. Более того, здоровье животных, дающих молоко, далеко не всегда безупречно. Например, корова, которая утром выглядит здоровой, уже к вечеру может оказаться мертвой. Это означает, что она была больна, а молоко, которое она дала, оказалось недоброкачественным, хотя вы могли об этом не знать.
Здоровье животных – это проблема, и мясо, употребляемое в пищу, чаще всего тоже оставляет желать лучшего. Если бы у нас была полная уверенность в том, что животные абсолютно здоровы, я, вероятно, скорее рекомендовала бы умеренное употребление хорошего мяса, чем молока и сахара в больших количествах. Ведь качественное мясо наносит организму меньше вреда, чем изобилие молока и сахара. Сахар засоряет организм и нарушает его нормальную работу» (СЦ 2, 370).
4. «Я искренне желаю, чтобы мы все придерживались принципов санитарной реформы. Я категорически против употребления кондитерских изделий, поскольку это нездоровая пища. Невозможно сохранить здоровье пищеварительной системы и ясность мышления, если не знать меры в потреблении сладостей, пирожных с кремом, разнообразных пирогов и других подобных блюд – особенно если все это съедается за один прием пищи. Когда человек употребляет такие продукты, а затем запивает их холодными напитками, его организм оказывается настолько перегружен и ослаблен, что теряет способность эффективно противостоять болезням. Если выбирать между этим и умеренным употреблением мяса, я скорее предпочла бы мясо, чем пирожные и другие кондитерские изделия, которые сегодня так обильно предлагаются повсюду» (Основы здорового питания, стр. 334).
5. «Те, кто употребляет мясную пищу, почти ничего не знают о том, что едят. Если бы эти люди могли наблюдать за забоем животных и знать о качестве мяса, которое они так любят, они бы с отвращением отвернулись от этого продукта. Люди регулярно употребляют мясо, пораженное возбудителями туберкулеза и рака, что приводит к гибели многих» (Основы здорового питания, стр. 388).
Таким образом, вопрос стоит не столько в самом мясе, сколько в здоровье животных. Так что, стремитесь к чистой пище не только в аспекте отказа от мяса, но и в отношении других вредных продуктов. Не относитесь ко всем вопросам категорично и фанатично, иначе от слушания вашей праведной речи пользы будет не больше, чем от праведной речи фарисеев, которые были во всех вопросах религии более щепетильны, чем не употребление в пищу мяса.
Что касается слов Эллен Уайт, адресованных проповедникам, хочу сказать в заключение: она знала, кому писала, и именно они, как никто другой, осознавали вред употребления мяса.
С уважением,
пастор Александр Серков
Вопрос №273
ВОПРОС:
Как АСД сотрудничает с другими международными религиозными организациями и в какие международные религиозные организации входит АСД? Что это дает АСД как организации и мирянам? Благодарю.
ОТВЕТ:
Ваш вопрос включает три аспекта, каждый из которых заслуживает отдельного рассмотрения.
На второй вопрос: «В какие международные религиозные организации входит АСД»? – могу ответить так: АСД не входит в какие-либо международные организации, так как Церковь АСД является самостоятельной религиозной организацией.
Теперь, касаясь первого вопроса: «Как АСД сотрудничает с другими международными религиозными организациями?», приведу выдержку из Устава и Уставных Положений Генеральной Конференции Церкви Адвентистов Седьмого Дня. В своей деятельности по взаимоотношению с другими христианскими церквами и религиозными организациями Церковь АСД руководствуется следующими принципами:
1. Мы признаем, что все те личности и организации, которые своей деятельностью возвеличивают Христа в глазах людей, выполняют свою часть Божественного плана евангелизации мира, и мы высоко почитаем христиан других церквей, посвятивших себя приобретению душ для Христа.
2. Когда при возвещении Евангелия мы входим во взаимоотношения с другими христианскими церквами и религиозными организациями, то считаем своим долгом проявлять дух христианской вежливости, открытости и справедливости.
3. «Мы признаем, что основой истинной религиозности является право каждого человека на свободу совести и убеждений. Поэтому наша неизменная цель – не допустить, чтобы эгоистические интересы и временные преимущества привлекали кого-либо в наше общество, чтобы какие-либо узы держали его в нашем членстве, чтобы ничто, кроме веры и убеждения, при которых только и может быть истинная связь человека с Христом, не влекло его к нам. Если изменение убеждений приводит члена нашей Церкви к тому, что он не может уже быть в согласии с вероучением и деятельностью Церкви Адвентистов Седьмого Дня, то мы признаем не только его право изменить свое церковное членство, не подвергаясь при этом унижениям и оскорблениям, но и его ответственность за приведение своего церковного членства в соответствие со своими убеждениями. Мы ожидаем, что и другие религиозные организации будут руководствоваться в таких случаях принципами свободы совести и религиозной свободы».
Что касается третьего вопроса, о том, что дает сотрудничество Адвентистов седьмого дня с другими христианскими церквами самим адвентистам, отражено в самом уставе. В своей деятельности и во взаимоотношениях адвентисты сотрудничают с другими церковными организациями в вопросах, которые их объединяют: в возвеличивании Христа в глазах мирян и евангелизации мира. Это не столько дает что-то адвентистам, они не стремятся извлечь выгоду из этих взаимосвязей; это «возвеличивание Христа и выполнение поручения, которое Христос доверил всем христианам».
Таким образом, это сотрудничество увеличивает шанс на то, что миряне также станут христианами и примут участие в возвеличивании Христа и выполнении Божественного плана евангелизации мира.
С уважением,
пастор Александр Серков
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2
https://youtu.be/sKlXrMOysFk?si=NBe5Kxl4AR5P_-tj https://youtu.be/39xOpg7hvQk?si=bAwqYxsr8ZsoXCr7
https://youtu.be/o0CZray5jOI?si=GNLU-RYke0Q-tsEX https://youtu.be/sKlXrMOysFk?si=NBe5Kxl4AR5P_-tj