Вопрос №270
ВОПРОС:
Адвентисты часто используют «аргумент» касательно важности субботы, (ну как же, кто виновен? – переводчики!) основанный на Откр.1:10, дескать Иоанн был в духе в День Господень, т.е. в субботу. Хочется спросить, а почему именно в субботу? Что в другие дни исполняться духом нельзя?
Разве речь идёт о субботе? Не идет ли речь о будущем дне гнева, который пророки называют «Днем Господним» (Иоил. 2:1, 2:11, 2:31; Ам. 5:18, 5:20; Авд.1:15; Соф. 1:7; Зах. 14:1.)? Разве из общего контекста и пророков, и Апокалипсиса не следует, что в Отк. 1:10 речь идет исключительно о времени суда, т.е. о будущем?
Если суббота дана всем людям (как евреям, так и язычникам), то почему ее регламентирует Закон Моисеев? Она свята – ну и что мы должны делать или не делать в субботу? Откуда нам это узнать? Из Закона, который не для язычников написан?
Соблюдение субботы – это воля Бога, данная Израилю на Синае через Моисея. То, что суббота свята, мы узнаем только из Моисеева закона, несмотря на то, что она была освящена задолго до этого. До этого она не была заповедью и ее никто не соблюдал. Первые уставы Господь дал евреям уже в Мерре – это правда, но полностью Закон утвержден на Синае. Суббота входила в Закон Моисеев, поэтому если человек решил соблюдать седьмой день недели, то не должен ли такой человек исполнить весь Закон до йоты, а не только 10 заповедей? Причем исполнить буквально, а не «духовно». Иначе, почему Бог велел казнить сверхдуховного человека, собиравшего в субботу буквальный хворост (Числа 15:32-36)?
И что всё-таки хотел сказать апостол во 2 Кор. 3:3-10?
ОТВЕТ:
Цитата из вопроса: «Адвентисты часто используют "аргумент" относительно важности субботы, (ну как же, кто виновен? переводчики!), основанный на Откр. 1:10, дескать, Иоанн был в духе в День Господень, т.е. в субботу. Хочется спросить, а почему именно в субботу? Что в другие дни нельзя исполняться духом?»
Ответ на эту цитату: Адвентисты не так уж часто используют этот аргумент, но он действительно яркий. Они не используют его для оправдания соблюдения субботы, а чтобы показать, как переводчики синодальной Библии допустили грубейшую ошибку, тем самым поддерживая ложное представление о праздновании воскресного дня. Если в оригинале написано «в день Господень», так его и следует переводить, а о значении дня Господнего можно поговорить уже в комментариях.
Что касается Иоанна, который был в духе в день Господень, у меня есть комментарий к первой главе Откровения, из которого приведу фрагмент, касающийся Откр. 1:10.
«Вас не удивляет, что в нашей Библии, в синодальном переводе, в отличие от всех других переводов и самого оригинала, вместо “в день Господень” написано “в день воскресный”? Дело в том, что влияние измененной субботы на воскресенье настолько укоренилось в умах людей, включая переводчиков синодальной Библии, что, конкретизируя, каким днем недели является день Господень, они невольно совершили доктринальную ошибку. Днем Господним является не воскресенье (первый день недели), а суббота.
Вот тексты из Ветхого и Нового Заветов, подтверждающие эту мысль: “И он сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня” (Исх. 16:23 1ч.). “Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним” (Ис. 58:13).
Обратите внимание на слова самого Иисуса Христа: “Суббота для человека, а не человек для субботы. Посему Сын Человеческий есть господин и субботы” (Марк. 2:27-28).
Итак, день Господень – это не воскресенье, а суббота. Если кто-то хочет представить библейский текст, подтверждающий, что воскресенье является днем Господним, пусть попытается это сделать. Но, даже если и допустить, что Иоанн видел видение в первый день недели (в то время его еще не называли воскресеньем), что с этого? А если бы видение было дано во вторник или в четверг? Тогда что? А разве пророки древности и Э. Уайт имели видения только по субботам? Или Господь не мог им явиться в другие дни? Даже если и являлся, это не означает, что суббота потеряла своё значение. А день видения разве становился после этого святым днем?
Да, первое видение (Откр. 1:10, 2ч. – 3:22) Иоанн получил в день Господень (в субботу). А остальные видения Откровения? Они могли произойти и в другие дни. Я думаю, не обязательно считать, что Иоанн видел все видения непременно в одно непрерывное время. Слишком обширный и сложный материал этой книги не мог быть получен из одного видения. Такого не было ни с одним пророком, чтобы он написал книгу на основании единственного видения (сравните с книгой Даниила).
В словах: “После сего…” (4:1) вполне может просматриваться неопределенный, возможно, не слишком продолжительный промежуток времени между видениями» (фрагмент из статьи, написанной мной в 2009 году).
Таким образом, в данном вопросе мы с вами имеем одинаковое мнение: день, в который пророк видел видение, не влияет на святость этого дня. Однако в данном случае речь идет о том, что не надо изменять текст Писания в угоду своим представлениям, важно сохранять текст Писания таким, каким его написал автор.
Цитата из вопроса: «Разве речь идёт о субботе? Разве не о будущем дне гнева или, как он называется у пророков "День Господень"? (Иоил.2:1, 2:11, 2:31; Ам.5:18, 5:20; Авд.1:15; Соф.1:7; Зах.14:1). Разве из этого и общего контекста, и пророков, и Апокалипсиса не видно, что в Отк. 1:10 идет речь исключительно о времени суда, т.е. о будущем?»
Ответ на эту цитату: Как я погляжу, Вы очень хорошо научились пользоваться симфонией, даже тексты о дне Господнем списали по порядку следования книг в Библии. Однако в богословии этого недостаточно. Вы даже упомянули «общий контекст», в котором увязали мысль из Откр. 1:10 со временем суда, за что стоит только удивляться. Давайте вместе рассмотрим Ваши выводы.
Давайте начнем с того, что словосочетание «день Господень» имеет не одно, а несколько значений. В русском языке это называется «омонимы». Омонимы – это слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют различное значение. Например, «ключ» – инструмент для открывания замков и «ключ» – источник воды. Или слово «коса» имеет, как минимум, три значения: коса – украшение на голове из волос; коса – сельскохозяйственное орудие и коса – узкая полоса земли, идущая от берега моря. Вы же не станете, например, в предложении: «Он поехал на косу, взяв с собой косу» комментировать, что он поехал на прическу Юлии, чтобы покосить ей голову. Правда, не логично и даже смешно, и очень даже. Поэтому надо учитывать многозначность слов, иначе при интерпретации текста это может привести к заблуждению. Поэтому контекст, в котором используются омонимы, имеют важную роль в понимании их значения.
К сожалению, к дню Господнему вы делаете те же ошибочные выводы, что и с косой. Вы приводите ряд текстов о дне Господнем, который настанет в будущем, и сопоставляете их с днем, в который Иоанн был в состоянии видения. Вот, например, один из текстов, который Вы приводите: «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок» (Иоиль 2:1). Здесь день Господень имеет будущее значение, в то время как Иоанн был в духе в прошедшем дне Господнем. Ведь не сказано, что он был в духе и в этом состоянии ему был показан день Господень. Хотя он и видел в видении грядущий день Господень, это не исчерпывает тему. Иоанн получил видение событий, которые происходят от его дней до дня Пришествия Христа и даже до нового неба и новой земли.
Может следующий текст, приведенный Вами, «вписывается» в «общий контекст» «дня Господня»? Цитирую: «Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет» (Амос. 5:18). Разве в тот день, когда Иоанн видел видение на острове Патмос, была тьма?
Следующий Вами приведенный текст: «Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде, нежели наступит день Господень, великий и страшный» (Иоиль 2:31). Разве перед тем, как Иоанн «был в духе в день Господень», на земле «солнце превращалось во тьму и луна – в кровь»?
Или такой текст (я цитирую тексты, приведенные Вами): «Вот наступает день Господень, и разделят награбленное у тебя среди тебя» (Зах. 14:1). Ваша интерпретация «общего контекста» не лучше, чем если бы кто-то сказал, что взял косу и поехал к Юле на прическу, чтобы косить ей волосы на голове.
Итак, однозначно, день Господень, в который Иоанн на острове Патмос был в состоянии видения, – это суббота.
Цитата из вопроса: «Если суббота дана для всех людей (как евреев, так и язычников), то почему ее регламентирует закон Моисеев? Она свята – ну и что мы должны делать или не делать в субботу? Откуда нам это знать? Из закона, который не для язычников написан?»
Ответ на эту цитату: Извините, но Вы – отстающий ученик, уроки, которые вам преподают, Вы не прорабатываете, а может, вообще, читаете с пятого на десятое, и приходится повторяться снова и снова. У Вас все та же ошибка, всё – закон Моисеев. В своем предыдущем ответе я четко, с выдержками из Писания, объяснил, что составляет закон Моисеев, а что – Закон Божий. Суббота, установленная еще в Эдеме и написанная на каменных скрижалях, не регламентируется законом Моисеевым. Закон Моисеев в основном подразумевал наказание за нарушение этого Закона и обрядовые предписания, которые являются символом искупительной жертвы Иисуса Христа и Его служения в Небесном святилище.
Таким образом, со смертью Христа закон Моисеев утратил свое значение, в то время как о Законе Божьем апостол Павел пишет: «Посему Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12).
Что касается того, что можно и чего нельзя делать в субботу, Вам рано это обсуждать. Сначала усвойте главное: Закон дан не только евреям, но и всем людям, включая язычников. Я понимаю, что Вам сложно отказаться от искаженного представления о Законе Божьем, которое Вы, вероятно, впитали с детства. Но факт остается фактом, и от него никуда не уйти: «Суббота и брак даны человеку еще в раю».
Похоже, Вам так гораздо легче жить – сослаться на один текст Писания, Деян.15:20, и все проблемы позади, только воздерживайся от оскверненного идолами, удавленины, крови и блуда, и никаких проблем. В таком случае, возьмите лучше другой текст: «Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16:31). В этом тексте не говорится даже о том, чтобы воздерживаться от оскверненного идолами, и блуда. Просто веруй, и спасешься не только ты, но и весь дом твой. Значит, если сын или дочь блудят, то здесь нет никакой проблемы, поскольку в этом тексте о спасении не сказано же, что нельзя блудить. Видите, к чему приводит Ваша логика.
Что касается цитаты из вопроса: «Соблюдение субботы – это воля Бога, данная Израилю на Синае через Моисея», – я уточняю: этот Закон был дан в письменной форме Израилю, однако в устной форме он был открыт гораздо раньше. Логика такова: «Где нет Закона – нет и преступления». Вы согласны? Если Закон был дан только на Синае, за что же Бог уничтожил допотопный мир? Что соблюдал Авраам? Давайте посмотрим: «За то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт. 26:5). Какие законы соблюдал Авраам, если они были даны Израилю только на горе Синай? Подумайте над этим.
Цитата из вопроса: «То, что суббота свята, мы узнаем только из Моисеева закона. Несмотря на то, что была освящена задолго до этого», – это Ваш взгляд.
Ответ на эту часть вопроса: Это именно Вы узнаете только из Моисеева закона, и Израильтяне тоже об этом узнали, потому что в Египте они опустились на такой же уровень, как и современные беззаконники, которым, как им кажется, дана только одна заповедь: «воздержание от удавленины и блуда». Или еще примитивней: «Лишь бы была у нас любовь». И те, и другие не видят ничего более важного, скорее всего, не хотят видеть. Это подтверждают Ваши настойчивые вопросы, касающиеся одного и того же, только с разных сторон. Часто Вы повторяете вопросы, на которые уже были даны подробные ответы.
Цитата из вопроса: «До этого она не была заповедью, и ее никто не соблюдал. Первые уставы Господь дал евреям уже в Мерре – это правда, но полностью закон утвержден на Синае. Суббота входила в закон Моисеев, поэтому если человек решил соблюдать седьмой день недели, не должен ли он исполнить весь закон до йоты, а не только 10 заповедей? Причем исполнить буквально, а не "духовно". В противном случае, почему Бог велел казнить сверхдуховного человека, собиравшего в субботу буквальный хворост» (Числа 15:32-36)?
Ответ на эту часть вопроса: А что соблюдал Авраам? Я уже привел Вам текст Писания, указывающий на это. Вот Вам и «никто ее не соблюдал», и «первые уставы даны на Синае». Какие же уставы и какой закон соблюдал Авраам, если они были даны Израилю только на Синае? Суббота не является частью закона Моисеева – это Закон Божий. Я каждый раз подтверждаю Вам это Священным Писанием, но Вы продолжаете смешивать Закон Моисея и Закон Божий, создавая богословский «винегрет».
Цитата из вопроса: «И что всё-таки хотел сказать апостол во 2-м Кор. 3:3-10?»
Ответ на эту часть вопроса: Письмо Христово – каждый верующий и каждая церковь должны быть письмом Христовым для мира. Автор письма – Христос. Материал, на котором оно написано, – сердце каждого верующего, а текст – это Закон Божий, отражающий Его характер. Павел, как писатель, исполнял роль Божьего инструмента в написании этого живого письма. Бог написал Десять Заповедей Своим собственным перстом на каменных скрижалях (Исх. 24:12; 31:18; Втор. 9:10-11). Он вдохновил людей написать Библию (2Пет. 1:20-21; 2Тим. 3:16) и, следовательно, также является её Автором.
Если люди пожелают, они смогут увидеть и найти Христа как в Законе, так и в Писаниях, тех, кто верит в Него. Христос использовал Павла как Своего писателя или личного секретаря. Павел не был источником или диктующим текст для своих обращенных, но был инструментом Божьим в создании этого живого письма. Сегодня верные служители Слова в церквах являются Божьими писателями этого поколения. Письма Павла, как и письма древности, написаны были на папирусе тростниковым пером и черным пигментом.
Но при написании на «скрижалях человеческого сердца», то есть умах, потребовалось более прочное средство, чем чернила, – это Дух Живого Бога. Где Дух Святой совершает Свою работу, Закон Божий и истина Его проявляются в святости, послушании и освящении. Послушание воле Божьей во всём становится естественным явлением. Письмо, о котором говорит Павел, воздействует не только на разум, но также на волю и чувства (Пс. 1:2; 118:15). Противники апостола, иудействующие, не написали такого письма в сердцах коринфян, как Павел. Их служение ограничивалось лишь письменами Закона, и их дух никогда не отражался в сердцах.
То, что не могли достичь иудейские законники из-за недостатка веры (Евр. 4:2), было достигнуто через Евангелие (Рим. 8:3-4). Буквальная приверженность Иудаизму не могла отразить принципы истинного действия на сердца людские. Иудейская практика оставалась формальной и механической, она испытывала недостаток духа.
«На каменных скрижалях». Павел противопоставляет две каменные скрижали с Десятью заповедями, написанными Богом на Синае плотяным скрижалям сердца. Хотя на каменных скрижалях Закона Божьего не было недостатка, они оставались «мертвой буквой», пока не были отображены на сердцах человеческих. Истина имеет живую силу, когда применяется к жизненным проблемам. Только Бог может достичь сердца и написать там Свой Закон. Для Него проще записать Свой Закон на каменных скрижалях, так как они не имеют воли, чтобы противиться. Если Закон написан на сердце, он уже не является мёртвой буквой. Бумага и камень преходящи, но Закон, написанный на сердце и в жизни, вечен.
Моисей спустился с Синая, неся две каменные скрижали, – это видимое доказательство, что он был с Богом. И сошёл он с горы, как полномочный представитель Бога. Хотя рекомендательные письма Павла не имели осязаемого свойства, но они были не менее реальны, поскольку тот же Божественный Закон был записан Духом Святым в его собственном сердце и в сердцах тех, кого он обращал. Павел не нуждался в других рекомендательных письмах. Его жизнь и жизнь тех, кого он привёл к Христу, были достаточным доказательством, что его поручение исходило от Бога. Есть лишь один способ спасти людей от греха и сделать их детьми Божьими, и это может осуществить только Святой Дух.
Служение «буквы» и «духа» (см. Иоан. 4:23-24) не должны исключать друг друга (см. Марк 2:21-22; 7:6-9). Однако служение «буквы» перешло в настоящий обычай и стало извращением истинного Евангелия, открытого Моисею и всем пророкам. «Буква» Закона снизошла от Бога, и она была доброй. Но Бог предназначил ее как средство для достижения возвышенной цели – утверждения «духа» Закона в сердцах как иудеев, так и всего человечества.
К сожалению, израильтяне упустили возможность воплотить «букву» Закона в «дух» Закона, то есть в живой религиозный опыт личного спасения от греха чрез веру в искупление, которое предусмотрено Мессией. Лишь буквальное исполнение Закона ведет к смерти. Таким образом, только «дух» Закона дает жизнь как иудею, так и христианину. Христианство может легко превратиться в простую «форму» благочестия, которая отреклась от своей силы (2Тим. 3:5). Так что «буква» христианства убивает тех, которые полагаются на неё для спасения.
В дни Павла иудаизм настолько утратил «дух» истинной религии, что его религиозные требования свелись лишь к «букве». Как система, религия потеряла силу, чтобы даровать жизнь тем, кто ее исповедовал. Когда Павел писал это послание, иудаизм ассоциировался с «буквой». С другой стороны, христианство, будучи молодым и жизнеспособным, свободное от влияния иудействующих, отражало «дух». Хотя, к сожалению, и оно стало вырождаться, спустя столетия.
Некоторые пытаются использовать это место как аргумент против Павла, будто он умаляет значение Писаний Ветхого Завета и Десятисловного Закона. На самом деле, это мнение не имеет оснований. В Писаниях, обращённых к христианам из язычников, Павел неоднократно подчеркивал необходимость Ветхого Завета и Десятисловия для христиан (см. Рим. 8:1-4; 2Тим. 3:15-17; ср. Матф. 5:17-19). Христос и апостолы не имели другого Священного Писания кроме Ветхого Завета (см. Иоан. 5:39). Множество верных служителей, имена которых отмечены в Евр. 11, вместе с тысячами верующих своего времени, пережили возрождающую работу Святого Духа в своих сердцах, подобно тому, как это происходило и в Новом Завете.
Сходство также верно и в отношении Закона Божьего – Десятисловия. Формальное согласие с его предписаниями в попытке заслужить спасение является тщетным. Только тогда, когда послушание проявляется как естественный результат любви к Богу и ближнему, оно приобретает значение перед лицом Божьим. Нагорная проповедь нашего Господа акцентирует принцип, согласно которому послушание «букве» Закона без «духа» недостаточно для соответствия стандарту праведности (см. Матф. 5:17-22). В отличие от некоторых современных толкователей, «дух» Закона не отменяет его «буквы». Например, Иисус призывает Своих последователей «не гневаться на брата» (Матф. 5:22), но это не означает, что Он позволяет нарушать заповеди, заменяя их любовным поведением. «Дух» шести заповедей не подменяет «букву», но дополняет ее и стремится «возвеличить и прославить Закон» (см. Ис. 42:21).
То же можно сказать о каждом предписании Десятисловия, включая четвёртую заповедь (см. Ис. 58:13; Мк 2:28). В 7 стихе Павел называет иудейскую систему «служением смертоносным буквам», указывая на то, что она стала такой извращённой, а, следовательно, и безжизненной и не могущей даровать жизнь исповедующим её. В 9 стихе он также характеризует это служение как «служение осуждения». Стихи 7-18 основаны на опыте Моисея, описанном в Исх. 34:29-35. Павел раскрывает превосходящую славу служения «духа», опровергая своих противников в Коринфе, сторонников иудейской религиозной системы (см. 2 Кор. 11:22), чье служение основывалось на «букве», а не на «духе».
Как лицо Моисея отражало славу Бога, так и церемониальный закон, и служение земного святилища отражало присутствие Христа. Бог желал, чтобы люди в Ветхого Завета смогли осознать и пережить спасающую силу через отраженную славу символической системы. Но с пришествием Христа люди получили привилегию взирать на славу истинного Агнца Божьего и больше не нуждались в наглядных уроках, выраженных в символах. Ветхозаветные грешники получали спасение через веру в Христа, Который должен был прийти, с такой же уверенностью, как и современные христиане.
Апостол Павел говорит о выполнении этих обрядов и церемоний, как о «служении смерти». Иудеи, упустившие возможность увидеть Спасителя в жертвенной системе, оставались в своих грехах. Эта система не спасала никого от возмездия за грех – смерти. Ее цель была направить взор грешника на истинную жертву – Иисуса Христа, как единственного, Кто прощает грехи. Поскольку большинство иудеев времен Павла, включая иудействующих, настойчиво рассматривали жертвоприношения как неотъемлемую часть спасения, Павел соответственно охарактеризовал всю систему, как «служение смерти» – она утратила жизнь.
Иудеи, как и язычники должны были обрести жизнь во Христе, ибо лишь в Нём заключается спасение (Деян. 4:12). Христос был Спасителем Израиля на протяжении всего Ветхого Завета, так же как Он является нашим Спасителем сегодня. Значительным недостатком иудейской нации было то, что они не увидели и не уверовали во Христа, Который символически представлен церемониальной системой. Это отражает полный ход еврейской истории от Синая до Христа. Поэтому выражение «служение смерти» наиболее точно характеризует весь период иудейской истории, хотя и были значительные исключения – верные всех веков в рамках церемониальной системы служения. Слепота Израиля в итоге привела к отказу от Христа как Мессии и к распятию своего Избавителя.
Павел провозглашает, что с пришествием величайшей славы, открытой во Христе, и угасанием преходящей славы символической системы, нет дальнейших оснований придерживаться такой системы. Пришествие Христа и полнота Святого Духа положили начало служению, способному даровать жизнь. Кроме того, факт налицо: иудейская система стала устарелой. Даже в то время, когда она была необходимой и законной, иудеи во многом исказили первоначальный план Божий относительно церемониальной системы. В совокупности все эти обстоятельства сделали систему устаревшей и даже вызывающей возражения. Теперь, с пришествием Христа, нет оправдания для сохранения ветхого служения, как это пытались сделать иудействующие противники Павла. Как свет солнца затмевает сияние звёзд, так и служение «духа» превзошло и полностью затмило «букву». Об этом и говорит апостол Павел в тексте 2 Кор. 3:3-10. Я надеюсь, что мои объяснения проясняют его намерения.
С уважением,
пастор Александр Серков
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
https://youtu.be/39xOpg7hvQk?si=bAwqYxsr8ZsoXCr7 https://youtu.be/nQeR7P6SCb4?si=neGclJXv8Pwo6mTu