Вопросы 226-232
Вопрос №226
ВОПРОС:
Есть ли у Эллен Уайт слова о том, что, кроме трети ангелов, последовавших за сатаной, были еще сомневавшиеся ангелы, которые окончательно примкнули к Богу только после смерти Иисуса на Голгофе?
ОТВЕТ:
Эллен Уайт конкретно об этом не пишет. Библия также напрямую это не поясняет, но подразумевает. Мы читаем:
«Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца» (Откр. 12:4).
Третья часть звезд небесных символизирует третью часть ангелов, которые присоединились к Люциферу в его восстании и были изгнаны с неба. А что же с остальными двумя третьими частями? Здесь нужно понять то, что в тексте только подразумевается.
Вы неправильно сформулировали утверждение: «И они примкнули к Богу, только когда увидели смерть Иисуса на Голгофе». Эти ангелы всегда оставались с Богом, но в их сердцах могли оставаться сомнения. Зачем тогда вся эта драма со страданиями Христа? Разве только для спасения человека? Как насчет теодицеи, ведь сатана оклеветал Бога?
После Голгофы дьявол потерял доступ на небо. Христос сказал ученикам: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лук. 10:18). Э. Уайт пишет: «Когда Христу предстояло сделать последние шаги на пути уничижения, когда глубочайшая скорбь уже объяла Его душу, Он сказал Своим ученикам: “Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего”; “Князь мира сего осужден” и “ныне изгнан будет” (Иоан. 14:30; 16:11; 12:31).
Провидческим взором Христос видел последние события великой борьбы. Он знал, что при Его восклицании: “Совершилось!” все Небо наполнится ликованием. До Его слуха доносилась отдаленная музыка и победные возгласы в небесных обителях. Он знал, что тогда раздастся похоронный звон, возвещающий конец сатанинского царства, а имя Христа будет прославлено во всех мирах Вселенной» (Ж.В. 679).
«Христос не отдал Своей жизни до тех пор, пока не совершил дело, ради которого пришел, и при последнем вздохе сказал: “Совершилось!” (Иоан. 19:30). Битва была выиграна. Его святая рука доставила Ему победу. Как Победитель, Он утвердил Свое знамя на вечных высотах. Как же могли не радоваться ангелы?! Все небеса праздновали победу Спасителя. Сатана был сражен, он знал, что потерял свое царство.
Для ангелов и безгрешных миров возглас “Совершилось!” имел большое значение. Для них так же, как и для нас, это означало, что великое дело искупления совершилось, и можно принять плоды победы Христа.
До того, как Христос принял смерть, подлинного лица сатаны не видели ни ангелы, ни непавшие миры. Главный отступник так ловко замаскировал себя, что даже святые создания не понимали его сущности. Направленность его восстания оставалась неясной для них» (Ж.В. Глава 79 «Совершилось!» стр.758).
Хотя радикально враг был сокрушен на Голгофе, теодицея не закончилась. Глаза небожителей открылись, и они увидели истинный характер падшего ангела. Однако окончательное оправдание Бога произойдет на небесном суде, когда будут рассмотрены дела праведных. Бог оправдывается не только в справедливости возмездия за грех, но и в великой милости к тем, кто, раскаявшись в грехах, отдал Ему свою жизнь. Тогда окончательно развеются все сомнения, которые могли быть у части ангелов, хотя они и не отдалялись от Бога.
С уважением, пастор Александр Серков
Вопрос №227
ВОПРОС:
Прокомментируйте, пожалуйста, следующую цитату Е. Уайт: «Природа Святого Духа остаётся тайной, которую мы не способны постичь, потому что Господь не открыл её нам. Люди, обладающие богатым воображением, могут подыскивать тексты Священного Писания, придумывая свои толкования, однако это не укрепит Церковь. Тайны эти слишком глубоки для человеческого понимания, и молчание здесь золото» Е. Уайт, книга «Деяние апостолов», гл. 5, стр. 52).
ОТВЕТ:
Эллен Уайт в этой цитате обращается к вопросу природы Святого Духа. Она не затрагивает Его действия, силу, служение или Его роль как третьей Личности Божества, а говорит именно о Его природе. Природа Духа Святого действительно остается для нас непонятной, и фантазировать на эту тему нет смысла. Да и зачем нам это знать?
В книге «Деяния апостолов» Эллен Уайт подробно рассматривает деятельность Святого Духа и обещание Христа послать Утешителя, который особым образом излился в день Пятидесятницы, способствуя распространению Евангелия по всему миру. Она также указывает, что обещание Святого Духа дано не только одной эпохе или народу. Христос заверил, что Божественное влияние Его Духа будет с Его последователями до конца.
Для тех, кто принял Христа как личного Спасителя, Дух Святой приходит как Советник, Путеводитель, Свидетель и Сила к освящению. Чем больше верующие общаются с Богом, тем яснее и сильнее они свидетельствуют о любви и спасительной благодати своего Искупителя. Люди, ощущавшие присутствие Святого Духа в своей жизни на протяжении веков гонений, удивляли этот мир своей верой. Они открывали перед ангелами и человечеством преобразующую силу спасительной любви.
Однако вместо того чтобы ценить этот дар Святого Духа и жаждать его, люди начинают размышлять о его природе: имеет ли Он плоть, как Он может одновременно находиться всюду и так далее. Именно для таких людей Эллен Уайт пишет, что природа Святого Духа остается тайной, которую мы не способны постичь, потому что Господь не открыл ее нам. Люди могут искать в Писании подтверждения своим толкованиям, придумывать различные интерпретации, что не укрепляет Церковь. Некоторые даже утверждают, что Святой Дух – это сонм ангелов, и искажая слова Писания, подстраивают их под свои неверные толкования. Эллен Уайт подчеркивает, что это не укрепляет Церковь. Она также говорит, что тайна природы Святого Духа – слишком глубока для человеческого понимания, и в этом случае молчание действительно – словно золото.
И тут же, продолжая в книге «Деяния апостолов» направлять читателя к главной миссии Духа Святого, Эллен Уайт пишет:
«Миссия Святого Духа ясно определена в словах Христа: “Он пришед обличит мир о грехе и о правде, и о суде” (Иоан. 16:8). Святой Дух обличает в грехе. Если грешник отзывается на животворящее влияние Духа, он придет к покаянию и поймет всю важность повиновения Божественным требованиям.
Кающемуся грешнику, алчущему и жаждущему праведности, Святой Дух открывает Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира. “Он... от Моего возьмет и возвестит вам”, – сказал Христос, “научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам” (Иоан. 16:14; 14:26).
Дух дается как средство возрождения, чтобы спасение, дарованное смертью нашего Искупителя, имело силу. Дух постоянно стремится привлечь внимание людей к великой жертве, принесенной на Голгофском кресте, поведать миру любовь Божью и открыть людям, сознающим свою греховность, сокровища Священного Писания.
Обличив человека в грехе и указав ему на пример праведности, Святой Дух ослабляет привязанность к земным благам и наполняет душу желанием святости. “Он... наставит вас на всякую истину” (Иоан. 16:13), – сказал Спаситель. Если люди хотят измениться, все существо их освятится. Дух запечатлевает в душе истины Божьи. Его силой образ жизни становится настолько простым и естественным, что никто из вступивших на этот путь не заблудится.
С самого начала Бог с помощью Святого Духа, движущего избранными людьми, осуществлял Свои намерения во благо падшего человечества. Дух Его проявлялся в жизни патриархов. Церкви в пустыне, во времена Моисея, Бог также “дал... Духа благого, чтобы наставлять их” (Неем. 9:20). И в дни апостолов Он совершал великие дела для Своей Церкви посредством служения Святого Духа. Та самая сила, которая поддерживала патриархов, которая наделяла Халева и Иисуса Навина верой и мужеством, которая делала работу апостольской Церкви действенной и продуктивной, укрепляла верных детей Божьих во все последующие века.
Силой Святого Духа христиане-вальденсы в период мрачного средневековья готовили путь для Реформации. Та же самая сила содействовала тому, чтобы увенчались успехом усилия благородных людей, подготовивших всё необходимое для создания современных миссий и для перевода Библии на языки и диалекты всех народов и племен.
И сегодня Бог продолжает раскрывать Свои планы через Свою Церковь на земле. Глашатаи креста путешествуют из города в город, из страны в страну, готовя путь для Второго пришествия Христа. Закон Божий возвеличивается в глазах людей. Дух Всемогущего действует на их сердца, и те, кто откликается на зов Его, становятся свидетелями Бога и Его истины. Во многих местах посвященные люди передают другим свет, который озарил им самим путь спасения через Христа. Если они позволяют своему свету светить другим, как это делали крещенные Духом в день Пятидесятницы, они получают еще большую силу Духа. Таким образом, земля должна осветиться славой Божьей.
В конце земной жатвы обещано особое проявление духовной благодати, которое будет готовить Церковь к пришествию Сына Человеческого. Это излитие Духа сравнивается с поздним дождем; именно об этой дополнительной силе христиане должны молить Господина жатвы «во время благопотребное». В ответ “Господь блеснет молниею и даст вам обильный дождь”; “Он даст вам дождь... дождь ранний и поздний” (Зах. 10:1; Иоил. 2:23).
Однако если члены Божьей Церкви сегодня не поддерживают живую связь с Источником всякого духовного роста, они не смогут подготовиться к жатве. Если они не заботятся о том, чтобы их светильники были заправлены и горели, им нечего будет ожидать благодати, когда она станет особенно необходимой.
Только те, кто постоянно получает свежий приток благодати, обретут силу, необходимую им ежедневно, и способность пользоваться ею. Не ожидая призрачного будущего, когда, наделенные особой духовной силой, они получат чудодейственную способность воздействовать на души, они постоянно подчиняют себя Богу, чтобы Он превратил их в сосуды для благородного употребления» (конец цитаты).
Вот об этом должна быть наша забота: о получении силы Святого Духа для завершения дела Божьего, а не о природе самого Духа. Именно эту мысль и проводит Эллен Уайт в книге «Деяния апостолов».
С уважением, пастор Александр Серков
Вопрос №228
ВОПРОС:
Помогите, мне задали вопрос: «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее – стрелы огненные; она пламень весьма сильный» (Песн. 8:6). Почему ревность люта, как преисподняя? Значение слова «лютый» в Викисловаре: суровый, беспощадный, причиняющий невыносимые мучения; свирепый. Разве можно сравнить тихую мирную могилу с лютостью ревности?
Второй вопрос: «Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена» (Авв. 2:5).
ОТВЕТ:
Ответ на первый вопрос. Следует учитывать, что это поэтический текст, и гиперболическое преувеличение в нем естественно. В стихах 6-7 Песни Песней возлюбленная выражает свою страсть и преданность. Печать или перстень с печатью в ветхозаветные времена символизировали право на владение и вступление в права собственника. Суламита желает безраздельно владеть сердцем царя и стать ценным достоянием для него, ибо крепка, как смерть, любовь, говорит она. Здесь выражена главная идея всей книги, посвященной истинной любви, первоисточником которой является Сам Бог. Такая любовь непреодолима (крепка), как смерть, и ревность, сопутствующая ей, жестока (люта), ибо ревнивая любовь не отдает принадлежащего ей, как не отдает его преисподняя (шеол).
Стрелы огненные и пламень – метафора истинной любви, подразумевающая чистое и неугасимое пламя Господне. Погасить его не могут большие воды, и нет богатства, за которое можно было бы купить истинную любовь (стих 7). Такая любовь дается Богом даром. В книге присутствует мысль о том, что подлинная супружеская любовь есть «слепок» любви Божьей к людям. Полное значение стихов 6-7 постигается в ассоциации с любовью Божьей к Израилю и человечеству в целом; эта любовь крепка, непреодолима, ревнива, неугасима и неподкупна.
Ответ на второй вопрос: Авв. 2:5. В этом стихе пророк размышляет под действием Духа Божьего, продолжая своё пророчество. Метафора военной «ненасытности» халдеев, которые, подобно смерти (аду), хотели бы поглотить все народы. Их сравнение с вином указывает на их безмерную приверженность к нему, что исторически подтверждено. Но Вавилон пал во время пира царя Валтасара (Дан. 5).
В следующих стихах Аввакум провозглашает «горе», что указывает на гибель Вавилона, о которой Бог сообщил пророку. Это пророчество также имеет отношение к последнему времени, так как духовный Вавилон сыграет свою роль в последнее время.
С уважением, пастор Александр Серков
Вопрос №229
ВОПРОС:
Почему церковь АСД преследует инакомыслящих, особенно в Никопольской церкви, где исключают верующих, придерживающихся мнения о греховной плоти Иисуса Христа, такой, как у всех родившихся после Адама, и Его святом характере? Почему их выгоняют с богослужений с помощью милиции, даже если они приходят со своими семьями и не нарушают порядок? Если это единичный случай, почему никто не предпринимает мер и все молчат?
ОТВЕТ:
Не стоит усугублять ситуацию, но и не упрощайте вину тех, кого исключают. Вашу доктринальную позицию я понимаю, и не стоит сводить проблему к одному пункту, за который кого-то исключают. Если руководство церкви принимает такое решение, и церковь за исключение проголосовала, значит, были веские причины.
Вы пишите: «инакомыслящих». Если бы это было только инакомыслие. Вероятно, они не только мыслят иначе, но и пытаются навязать свои взгляды другим членам церкви.
Вы пишите: «не нарушающих внутрицерковный порядок». В чем, по-вашему, заключается этот порядок? Конечно, это не крики, споры или агрессивное поведение. Но если кто-то навязывает свои взгляды, выходящие за рамки обсуждаемой темы (в данном случае, природы Христа), это тоже нарушение порядка.
Я описал ситуацию в общих чертах. Конкретно о том, что происходит в Никопольской церкви, я не знаю. В этой рубрике пастор-консультант не может дать исчерпывающий ответ по конкретной ситуации в какой-то определенной церкви: кого за что исключают и с какой помощью.
Возможно, назойливое навязывание своих идей действительно вынуждает прибегать к помощи милиции. Вам стоит обратиться непосредственно к руководству той церкви, где это происходит. Они лучше знают обстановку, и им видней: кто есть кто, и кто чем занимается, и кого по какой причине исключили и причины, по которым принимаются такие меры.
И вообще, что, по-Вашему, входит в понятие: «принимать меры»? Может, вы предлагаете разогнать тех, кто исключил этих инакомыслящих, и поставить их у руля церкви? Это, по-Вашему, может быть, и входит в понятие «почему гробовое молчание по этому поводу у тех, кто обязан предпринимать меры»? Или Вы думаете, что кто-то из Дивизиона должен приехать, пожурить пастора церкви и восстановить членство инакомыслящих? Тогда, по-Вашему, будет нарушено гробовое молчание и будет считаться, что меры приняты?
Давайте подходить к этому сбалансированно и взвешенно. Если у кого-то есть радикальные инакомыслия, пусть представят их на рассмотрение Генеральной конференции, а не навязывают свои взгляды членам церкви.
С уважением, пастор Александр Серков
Вопрос №230
ВОПРОС:
Здравствуйте, Александр! Мне хотелось бы узнать о постах в нашей церкви и как их правильно соблюдать. У всех на этот вопрос разное мнение, но хотелось бы знать точнее.
ОТВЕТ:
В нашей церкви нет фиксированной системы постов, когда бы мы постились в определенные дни. Если у нас есть личное побуждение к посту и молитве, мы можем это сделать независимо от других членов церкви.
Если возникает острая нужда в церкви, совет может назначить день поста и молитвы для всей общины. Также Генеральная Конференция может назначить дни поста и молитвы для всей адвентистской церкви. Однако общей системы постов не существует.
Пост обычно сопровождается молитвой, иначе зачем поститься? Если только для здоровья тела? Христос, постясь, также молился. Пост может выражаться в полном воздержании от еды, но если здоровье или физическая слабость не позволяют это сделать, постом может быть употребление минимального количества пищи, желательно нежирной, только для поддержания сил. Ведь в состоянии пресыщения телу сложно сохранять ту свежесть мысли, которая необходима для молитвы.
С уважением, пастор Александр Серков.
Вопрос №231
ВОПРОС:
Мог бы Новый Завет существовать без Ветхого?
ОТВЕТ:
Если Вы имеете в виду книги Ветхого и Нового Заветов, то однозначно – нет. Книги Нового Завета (27 книг) базируются на книгах Ветхого Завета (39 книг). Без Ветхого Завета мы бы не смогли полностью понять книги Нового Завета.
Уже с первых глав Евангелия от Матфея мы видим, как Христос ссылается на Писания Ветхого Завета: «Как читаешь?» «Как написано?» «Как было сказано древними?» Трижды во время искушений сатаны Христос отвечает словами из Ветхого Завета. Сам Христос сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Иоан. 5:39). Здесь Христос говорит о Писаниях Ветхого Завета, так как Новый Завет тогда еще не был написан. Как бы мы узнали о том, что во Христе исполнились все пророчества, если бы мы не знали их из Ветхого Завета?
Апостол Павел в своих посланиях много пишет о Десятисловном законе и церемониальном законе. Могли бы мы понять Павла, если бы не было Ветхого Завета? Однозначно, нет. Мы можем приводить множество примеров, и все они утвердят нас лишь в том, что одно не может существовать без другого. Новый Завет сокрыт в Ветхом, а Ветхий Завет предвещает его. В Новом Завете раскрываются значения Ветхозаветных Писаний. Таким образом, они представляют собой единый монолит, и Новый Завет не мог бы существовать без Ветхого, так же как крыша не может существовать без стен дома.
С уважением, пастор Александр Серков.
Вопрос №232
ВОПРОС:
Уважаемый брат Александр. В книге Бытие 4:8 сказано что «Каин убил брата своего Авеля», но в современном русском переводе 1 Иоан. 3:12 говорится: «Каин, который был порождением Злодея, зарезал брата своего». Почему такой перевод? На чем он основан? Ведь орудием убийства мог быть камень, но чтобы зарезать, нужен как минимум нож (конкретное определение предмета убийства).
ОТВЕТ:
Вы привели текст перевода РБО 2011 года. Полный текст звучит так:
«Мы не должны быть такими, как Каин, который был порождением Злодея и зарезал брата. А почему он его зарезал? Потому что дела его были злы, а дела его брата – праведны» (1Иоан. 3:12, РБО 2011).
Во всех других переводах (перевод Кулакова, перевод Макария Кассиана, Синодальный перевод, перевод «Новая жизнь» и современный перевод) используется глагол «убил».
Обратимся к оригиналу. В греческом языке используется глагол σφάζω (сфазо), который переводится как: закалывать, зарезать, убивать. Переводчики РБО 2011 выбрали перевод «зарезал», но могли бы перевести и «заколол», так как глагол имеет все эти значения. Однако, правильнее, на мой взгляд, переводить его как «убил», это нейтральный глагол, не уточняющий конкретный способ убийства. К тому же, в Бытие 4:8 на древнееврейском используется глагол הרג (хараг), который означает «убил».
С уважением, пастор Александр Серков.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев