Картину Луки Джордано постепенно, но неуклонно возвращают к жизни.
В мастерских Музея Академии художеств в Санкт-Петербурге идет реставрация монументального полотна «Избиение младенцев», до сих пор почти неизвестного даже специалистам. Широкая публика сможет увидеть это произведение к концу 2025 года.
Фрагмент картины Луки Джордано «Избиение младенцев» в процессе реставрации. Раскрытие с контрольными участками. Фото: Музей Академии художеств.
Почти 100 лет эту работу держали сначала накатанной на вал в фондах Эрмитажа, потом закрытой плотным слоем профилактических заклеек в хранилище Музея Академии художеств. Комплексная реставрация началась полтора года назад и к концу лета должна завершиться. Впервые широкой публике картину представят в конце 2025-го в московском ГМИИ им. А.С.Пушкина на выставке «Лука Джордано и его ученики».
Полотно «Избиение младенцев» до реставрации. Фото: Музей Академии художеств.
Родившийся в Неаполе Лука Джордано (1634–1705) славился мастерством и скоростью работы, за что получил прозвище Luca Fa-Presto (итал. «Лука, делающий быстро»). В Европе вряд ли найдется музей старого искусства, где бы не было его произведений. В Эрмитаже — 14 его полотен, десятки работ — в других крупных музеях России. «Избиение младенцев» происходит из коллекции Генриха Брюля, которую после смерти владельца приобрела Екатерина II в 1768 году. Из Эрмитажа в конце XIX века картина переехала в Гатчинский дворец, а после революции ее отправили обратно.
Когда в 1930-е годы решили восстановить Музей Академии художеств, Эрмитаж передал туда некоторые предметы из своего собрания. Монументальное полотно «Избиение младенцев» (250 на 325 см) попало в коллекцию Музея Академии художеств в 1935 году накатанным на вал с несколькими другими холстами. В таком виде оно хранилось до 1950-х годов, когда в музее открылась своя реставрационная мастерская. Появилась идея отреставрировать картину, но ее состояние было крайне тяжелым, а в мастерской работал лишь один реставратор. Он сделал профилактические заклейки живописного слоя по всей площади полотна и натянул его на подрамник. Так оно существовало еще более 70 лет.
Полотно в процессе реставрации. Фото: Музей Академии художеств.
«Мы буквально облизывались, глядя на эту картину, мечтая, как бы вернуть ее к жизни, — рассказывает Ольга Харитонова, реставратор масляной живописи первой категории, сотрудник Музея АХ. — Но только недавно у нас в мастерской появились новое оборудование и возможности для такой сложной работы».
Состояние картины требовало буквально всех видов работ, какие только существуют в реставрации масляной живописи. Наиболее заметны были «ожоги» лака от слишком горячего утюга, которым закрепляли профзаклейки, и фрагменты живописи, по сути лежавшие на поверхности.
Во время предварительного исследования и в процессе расчистки специалисты сделали некоторые открытия: обнаружили несколько авторских изменений в композиции, а расчищая живопись от старых записей и толстого слоя лака, вернули ранее скрытые детали, в частности слезу на лице одной из женщин и ножку младенца в правом нижнем углу.
Полотно в процессе реставрации специалистами Музея Академии художеств в Санкт - Петербурге. Фото: Музей Академии художеств.
При работе с полотном реставраторы столкнулись с неожиданной для себя проблемой: из-за плохо выполненной свыше 250 лет назад дублировки (она была сделана еще до того, как картина попала в Россию) авторская живопись оказалась в складках, зафиксированных дублировочным холстом. От этого пострадала вся картина по контуру, особенно верхняя часть. В самом начале работы реставраторы осторожно растянули авторский холст, чтобы расправить складки. «Фрагменты живописи висели между складками холста, осыпаясь внутрь, — вспоминает Павел Александров, реставратор масляной живописи первой категории, — поэтому нам пришлось положить картину на стол, иначе все осыпалось бы».
Приходилось работать параллельно и двигаться осторожными мелкими шагами. «Одновременно подклеивали все, что отваливалось, и все, что поднималось с заклейкой, возвращали на свое место, — говорит Ольга Харитонова. — Нижняя часть полотна уже готова, потом на столе будем работать с верхом».
Сейчас вся картина укреплена, сделана расчистка. Затем полотно снимут с подрамника и раздублируют, то есть уберут старый дублировочный холст, после чего очистят тыльную сторону и сдублируют полотно на новый холст. Только после этого приступят к тонировкам.
К выставке в Москве для картины закажут новую раму.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Примерно так гласит Римская мозаика с изображением собаки и надписью «Cave canem» («Остерегайтесь собаки») у входа в «Дом трагического поэта» в Помпеях, что скрывалась от света 2000 лет.
При раскопках в Помпеях был обнаружен большой банный комплекс.
Большой и сложный по конструкции термальный банный комплекс, который, как считалось, использовался его владельцем для привлечения состоятельных гостей, был обнаружен среди руин в древних Помпеях.
Полноприводной полугусеничный автомобиль Alfa Romeo RM 1924 года.
Представлял собой подготовленную к зиме версию модели RM, выпускавшуюся с 1923 по 1925 год. Оснащенный 2,0-литровым двигателем мощностью 40–48 л.с., он имел задние гусеницы для заснеженной местности.
Пьетро Метастазио - гений итальянской либреттистики.
Итальянский драматург-либреттист аббат Пьетро Метастазио (1698–1782) — поэт с безупречным вкусом и слухом, великий мастер отточенных до афористичности строк и строф; эрудит, воспитанный в лоне римской академии Аркадия (одним из основателей которой был его названый отец Джамбаттиста Гравина), тонко чувствующий человек, рано познавший все радости и разочарования жизни. С 1730 года Метастазио жил в Вене, куда его пригласил император Карл VI, даровав ему звание «императорского поэта». Сын папского солдата. В возрасте 15 лет написал первую трагедию. С 1719 жил в Неаполе, где брал уроки пения и композиции у Н. Порпоры. С 1730 придворный поэт (л
C праздником Богоявления и Крещения Господа нашего Иисуса Христа!!!
Эту картину создали сразу два великих мастера: Андреа Верроккьо и... чуть-чуть Леонардо да Винчи. Такая вот странная работа. Изучаем «Крещение Христа» и удивляемся как же так вышло-то? Хотя чаще всего исследователи сомневаются в руке Великого Лео, но тут кисти да Винчи принадлежит хорошенький ангел в левом углу — тот, что стоит к нам в профиль. И это 100%. Кроме этой работы, Леонардо приписывают участие еще как минимум в двух проектах Верроккьо, который больше специализировался на скульптуре, и живописное наследие его невелико.
Но кем же был этот загадочный Андреа Верроккьо и почему Леонардо постоянно вмешивался в его проек
Картину Луки Джордано постепенно, но неуклонно возвращают к жизни.
В мастерских Музея Академии художеств в Санкт-Петербурге идет реставрация монументального полотна «Избиение младенцев», до сих пор почти неизвестного даже специалистам. Широкая публика сможет увидеть это произведение к концу 2025 года.
Нет комментариев