20 декабря Церковь чтит память Святителя Амвро́сия, епископа Медиоланского (Миланского).
Амвро́сий Медиола́нский, или Авре́лий Амвро́сий (около 340, Августа-Треверорум, Белгика, Римская империя — 4 апреля 397, Медиоланум, Италия, Западная Римская империя) — миланский епископ, проповедник, богослов и поэт.
Святитель Амвросий, мозаика базилики Святого Амвросия, Милан, IV—V века
Один из четырёх великих латинских Учителей Церкви.
Амвросий происходил из древнего римского рода Аврелиев, и родился, по разным данным, в 333 или 340 году в городе Трире, где его отец нес государственную службу префекта Галлии. Имя ребенку родители дали в честь отца.
После смерти Амвросия старшего в бою, мать с детьми переезжает в Рим. Дети были отданы в лучшие римские школы. Это образование позже пригодится святому, ведь цитирование античных авторов в трудах святителя Амвросия одно из наивысших в христианском богословии. Кстати, наиболее известными его богословскими трудами являются сочинения «О таинствах», «О православной вере», «О Святом Духе». Также Амвросий известен как составитель текстов духовных гимнов.
Святой Амвросий Медиоланский, епископ и Учитель Церкви.
Получив блестящее образование, будущий епископ некоторое время работал адвокатом, а после был назначен советником префекта Италии. В 373 году молодой и талантливый Амвросий был назначен префектом Северной Италии, с центром в Медиолане, имевшим тогда второе значение после Рима. Вместе с новой должностью святой получил место в Римском Сенате.
Свт. Амвросий еп. Медиоланский. Фрагмент мозаики. XI в. Собор Св. Марка, Венеция, Италия
К тому времени власть многих епископов стала вытеснять власть светских сановников, поскольку их привилегии, предоставленные императором Константином в 313 году, достигли привилегий государственного служащего. Как следствие, в средине самой Церкви появились группы, которые стали бороться именно за церковную власть. Наиболее ярко это проявилось на выборах епископа Рима в 366 году, когда в противостоянии между христианами и арианами погибло 137 человек.
Святой Амвросий, картина Бартоломео Виварини.
Такая же трагедия могла повториться в кафедральном соборе Медиолана в 374 году, когда после смерти арианского епископа, более двух месяцев выбирали преемника. Амвросий пришел в собор и своей проповедью настолько поразил всех присутствующих, что конфликт прекратился. Как только Амвросий окончил речь, детский голос в храме несколько раз громко воскликнул: «Амвросий – епископ!». При этом самого ребенка не могли найти, и приняли произошедшее, как знак свыше.
Амвросий Медиоланский - Джованни ди Пьямонте
Амвросий, который даже и не думал о священном сане, ради мира принял сан епископа. Для этого он крестился, ведь всю жизнь был язычником. За семь дней он прошел все степени священства. Стоит отметить, что приняв священный сан, святой раздал свое немалое имущество, и до конца жизни вел скромный нестяжательный образ жизни.
Витраж с изображением святого Амвросия Миланского, католическая церковь Святого Розария, Индианаполис, Индиана.
В своем епископском служении святитель Амвросий боролся с арианами, не отдав им для богослужений кафедральный собор, при том, что ариан поддерживала жена императора. Святой прекратил многолетнюю войну Римской империи с германским племенем маркоманов, обратив их царицу в христианство.
Святой Амвросий Миланский. Бернардино Луини
Авторитет Амвросия был настолько велик, что он оказывал влияние на политику византийского императора Феодосия Великого, тем самым создав значимый прецедент в отношениях государства и церкви. Когда император Феодосий жестоко подавил восстание в Фессалониках, епископ Амвросий наложил на него епитимью и призвал к покаянию. Амвросий сказал императору: «Человек, проливший столько крови, не может быть в храме Бога мира». Император возразил: «И Давид согрешил, но не лишился милости Божией». На что Амвросий ответил: «Ты подражал Давиду в преступлении, подражай же ему и в раскаянии». Феодосий пришел ко входу в храм без императорских одежд принес покаяние, стоя на коленях, после чего только был допущен ко Святому Причастию.
А. Иванов "Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм" (1829 г.)
По слову епископа, император Грациан приказал вынести из зала Сената языческий жертвенник Виктории, на котором принималась присяга римских сановников.
К концу жизни Медиоланский епископ приобрел всенародную любовь и уважение. Святитель, несмотря на строгий образ жизни, был добрым к людям, и совершил много чудес и исцелений. Известен случай, когда святой, пребывая во Флоренции, воскресил мальчика.
Епископ Амвросий отошел ко Господу в 397 году в ночь на Пасху, и уже вскоре после смерти стал почитаться как святой, и доныне почитается миланцами покровителем города.
Амвросианская базилика (Basilica di Sant’Ambrogio, Сант-Амброджо) — базилика в Милане, построенная на месте захоронения раннехристианских мучеников. Современное здание построено в 1080–1128 годах. В базилике находятся мощи святителя Амвросия Медиоланского
Мощи святителя почивают в крипте базилики святого Амвросия, построенной в Милане в XI-XII веках, на месте древней, возведенной еще самим святителем.
Мощи святителя Амвросия Медиоланского и мучеников Гервасия и Протасия в крипте базилики Святого Амвросия (Милан)
Святой Амвросий почитается святым западными и восточными церквями в числе величайших богословов и отцов Церкви. Он известен также как преобразователь церковного пения: он ввел размерный такт, правильные ритмы и разнообразные мелодии в пении. Многие тексты песней он заимствовал у святого Ефрема Сирина и у Илария, но и сам написал около 30 гимнов.
Витраж с цветным стеклом с изображением епископа Св. Амвросия Миланского.
Кроме того, Амвросию приписывают 42 гекзаметра на подписях к фрескам Амвросианской базилики. Эти стихи дошли до нас, хотя сами фрески не сохранились.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Мы переходим теперь к двум самым крупным работам мастера, снискавшим ему особенную славу, – к кафедре в церкви Сайт Андреа в Пистойе, готовой в 1301 году, и к кафедре Пизанского собора, которую Джованни закончил в 1310 году. Кафедра из Пистойи близко примыкает к конструкции кафедры Никколо Пизано из Сьенского собора. Но именно в тех, на первый взгляд, незначительных изменениях, к которым прибег Джованни Пизано, проявляется огромность пути, проделанного его искусством.
Одними из главных героев лекции стали папа римский Сикст V и его придворный архитектор Доменико Фонтана, которым Рим обязан не только новыми улицами и отдельными зданиями, но и целой системой доминант — обелисков и фонтанов, организующих взгляд и движение зрителя этого огромного города-театра. Елизавета Лихачёва — директор ГМИИ им. А.С. Пушкина, искусствовед, историк архитектуры, специалист по архитектуре раннего итальянского барокко, куратор выставки «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко».
105 лет со дня рождения выдающегося итальянского певца Сесто Брускантини.
Выступая более 40 лет на лучших оперных сценах мира, Брускантини с равным успехом исполнял партии, написанные для баса и баритона. Считался специалистом в буффонном репертуаре, в операх Россини, Доницетти, Моцарта. Репертуар певца был огромен и включал около 130 партий, в т. ч. и в редко исполняемых итальянских операх 18 в. Он спел много партий в операх Верди, исполнял оперы бельканто (например, в «Пуританах» Беллини» он пел Риккардо и Джорджо), французский репертуар. В его активе есть даже партия Елецкого, которую он спел в постановке «Пиковой дамы» на сцене Ла Скала (1961) с участием Генчер в роли Лизы. Но лучше всег
Самую же крупную архитектурно-декоративную задачу Джованни Пизано выполнил по украшению фасада Сиенского собора, над которым он работал с перерывами от 1284 до 1299 года. Архитектурную композицию этого фасада мы разберем в одной из последующих заметок цикла. Столь же решительное отступление от принципов чистой готики, какое мы сможем наблюдать в архитектурной композиции фасада, сказывается и в его пластическом убранстве. Скульптурные элементы северного готического собора находятся на службе у архитектуры, всецело подчиняются ее пропорциям и ее ритму. Их назначение – чисто тектоническое: подчеркивать и продолжать вертикальное направление архитектурн
Нет комментариев