Самую же крупную архитектурно-декоративную задачу Джованни Пизано выполнил по украшению фасада Сиенского собора, над которым он работал с перерывами от 1284 до 1299 года. Архитектурную композицию этого фасада мы разберем в одной из последующих заметок цикла. Столь же решительное отступление от принципов чистой готики, какое мы сможем наблюдать в архитектурной композиции фасада, сказывается и в его пластическом убранстве. Скульптурные элементы северного готического собора находятся на службе у архитектуры, всецело подчиняются ее пропорциям и ее ритму. Их назначение – чисто тектоническое: подчеркивать и продолжать вертикальное направление архитектурных линий. Статуи рассчитаны на рассмотрение издали и не имеют самостоятельных пластических функций. Иначе – на фасаде Сиенского собора.
Западный фасад Сиенского собора.
Здесь статуи – живые органические массы, которые своим движением разрывают архитектурное обрамление и словно действительно населяют поверхность здания, прячась в нишах, вырастая над карнизами, отыскивая себе просторные уступы, общаясь, перекликаясь между собой. Не они служат архитектуре, а архитектурный фасад превращается в их фон, в их арену, на которой они развертывают свое динамическое повествование. Такой принцип декоративного убранства можно было бы скорее всего определить как живописный, и с его наиболее блестящим расцветом мы встретимся отнюдь не в эпоху Ренессанса, а в последующие за Ренессансом эпохи.
Такое же впечатление мы получим, анализируя скульптурные памятники Сьенского собора по отдельности. В этих апатических образах столько индивидуальной силы и столько драматического напряжения, что глаз зрителя невольно изолирует их от архитектурного обрамления и соединяет в самостоятельные пластические группы. Так в одну группу кажутся соединенными Христос, Иоанн Богослов, орел и ангел, хотя они расположены на различных по высоте и глубине выступа карнизах. Рука Христа благословляет, но его страшные глаза под насупленными бровями мечут молнии. Он не спаситель, а безжалостный судья, мститель, и сопровождающий его евангелист Иоанн, суровый отшельник со спутанной гривой волос, еще усиливает трагическую силу образа Христа. Только еще у одного итальянского мастера мы найдем позднее подобное истолкование идеи Страшного суда — у Микеланджело в Сикстинской капелле.
Иоанн Богослов, Христос, орел и Ангел. Фасад Собора в Сиене.
На другом углу фасада — философ Платон и пророк Валаам развертывают свои свитки. Диадема на голове пророка подобна языкам пламени, волосы философа образуют словно крутящийся вихрь вокруг его трагического, изборожденного морщинами лица. Совершенно в духе северной готики тела пророков скрыты под обилием своевольных драпировок; преломляясь глубокими складками, одежда закрывает их ноги. Статуи не стоят на постаментах, но как бы вырастают из них, подобно могучим, корявым стволам деревьев. И все же в статуях Джованни Пизано резко бросается в глаза особенность, существенно отличающая их от принципов северной готики. Они лишены всякого вертикального устремления, легкости, невесомости французской готики. Их плечи и головы сгибаются под тяжестью духовного бремени, ткани, облекающие их тела, широкими массами свисают вниз.
Слева направо: философ Платон, пророк Даниил и Сивилла. Фасад Сиенского собора. Левая сторона
Французская готическая статуя нуждается в наивозможно меньшем постаменте; напротив, статуи Джованни Пизано расширяются к постаменту, требуют максимально прочной базы. Здесь опять мы сталкиваемся со свойствами итальянского стиля, покоящегося на материалистических, рационалистических предпосылках. Но было бы ошибкой в этих массивных телесных образах Джованни Пизано видеть предчувствие Ренессанса.
Слева направо: неизвестный, пророк Исайя и пророк Валаам. Фасад Сиенского собора.
Искусство Джованни Пизано – это лишь итальянская разновидность готики, более телесная, более чувственная, но все же готика. Достаточно взглянуть на этого огненного, демонического коня, словно силящегося выпрыгнуть из стены фасада, чтобы убедиться в чисто готическом направлении фантазии Джованни Пизано.
Фасад Сиенского собора. Правая сторона
И что еще более чуждое духу античности и идеалам Ренессанса можно себе представить, чем страшную волчицу Джованни Пизано, когда-то украшавшую фасад Палаццо Коммунале в Сьене? Римский символ целиком преобразился в готическую химеру, в страшное чудовище, готовое ринуться длинным костлявым телом на врага коммуны и поглотить его своей свирепой пастью.
Дж. Пизано. Волчица. Музей Собора в Сиене.
АРТ ЛАБИРИНТЫ истории. Алла Зыбайло
Источники: Виппер Б. Итальянский Ренессанс XIII–XVI века. В 2-х т. М., 1977 г. Том 1; Арган Дж.К. История итальянского искусства. Том 1. М., 1990; курс лекций И. Языковой "Искусство раннего Возрождения" на сайте magisteria.ru
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Кто-то обронил золотой перстень на дороге рядом с римским поселением 1800 лет назад.
У перстня чеканная золотая оправа с инталией – красивым рельефом на ониксе, изображающим Венеру Победительницу. Эта богиня, олицетворявшая красоту и силу, призвана была приносить успех как в личной жизни, так и в военных делах. Камень имеет параллельные прослойки черного и белого цветов; он обработан так, что черная прослойка играет роль фона, а тонкий верхний слой приобретает голубоватый оттенок.
«Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой». Сенека, Рим.
Луций Анней Сенека (4 год до н.э.- 65 г. н.э.) был римским философом-стоиком и советником императора Нерона. Уже в свое время Сенека говорил о том, что современные психологи называют «локусом контроля».
Римские додекаэдры датируются 2-м или 3-м веками нашей эры и обычно имеют размеры от 4 см до 11 см.
Пра́вильный додека́эдр — один из пяти возможных правильных многогранников. Додекаэдр составлен из двенадцати правильных пятиугольников, являющихся его гранями. Каждая вершина додекаэдра является вершиной трёх правильных пятиугольников. Таким образом, додекаэдр имеет 12 граней (пятиугольных), 30 рёбер и 20 вершин (в каждой сходятся 3 ребра).
Великая загадка: как они работали и для чего были сделаны? В римских документах нет ни слова об этом необычном предмете - функция додекаэдра до сих пор не определена.
В каждой Неаполитанской церкви есть своя изюминка. Святая Анна Ломбардская - не исключение. Весь фильм посвящён одной этой церкви, и на то есть веские причины.
Ватикан показывает личную коллекцию папы и Аполлона Бельведерского после реставрации.
Это происходит в рамках празднования так называемого Юбилейного, или Святого, года, обычно объявляемого раз в 25 лет. В программе — масса выставок на разных площадках Ватикана.
Антонио Мария Нава (1775—1826) — итальянский композитор, гитарист и певец.
Антонио Нава родился в Милане в 1775 году. Он был одним из самых известных гитаристов-композиторов, работавших в Италии в первые десятилетия девятнадцатого века. Концертный исполнитель на гитаре и преподаватель вокала, он был учителем своего сына Гаэтано (1802-1875). Его деятельность привела его на короткое время в Париж, Лондон и, предположительно, в Германию около 1812 года. Широко концертировал по Италии. Опубликовал несколько сборников пьес для гитары, из которых наиболее известен цикл из четырёх сонат для гитары соло «Времена года» (итал. Le stagioni dell'anno; 1808) — этим изданием начало свою деятельность извес
Нет комментариев