Картина связана со знаменитой росписью плафона, созданной Сакки в начале 1630-х по заказу кардинала Антонио Барберини в его дворце в Риме. Содержание сложной аллегории подробно изложено в книге Поссе (1925. S. 38–39), в статье Инчиза делла Рокетта (1924. P. 60–76) и статье Лехнера (1976. P. 97–108). Основная идея произведения — Божественная Мудрость как первопричина всех добродетелей — соответствует словам из Библии: «Итак, властители народов, если вы услаждаетесь престолами и скипетрами, то почтите премудрость, чтобы вам царствовать вовеки». Символика и атрибуты заимствованы из Книги Премудрости Соломона (7, 8). Молодая женщина на троне персонифицирует Божественную Мудрость, царствующую над миром. Диск солнца на ее груди — символ созидательной силы божества и гербовый знак папы Урбана VIII (Барберини). Мудрость окружают одиннадцать фигур, которые символизируют ее достоинства — божественность, вечность, святость, прозорливость, небесную красоту, гармонию, силу, справедливость, благотворительность, благородство, чистоту.
В собр. Кроза и в Эрмитаже картина считалась собственноручным эскизом Сакки к упомянутой росписи. Ее аутентичность подтвердили Ваген (1864), Пентер (1883), Фосс (1924). Однако Поссе (1925), а также Певзнер (Pevsner, Grautoff 1928) сочли эрмитажное полотно и аналогичное ему венское (тогда находилось в Бельведере) старыми копиями. М. И. Щербачева, приняв во внимание их мнение, не включила картину в Кат. 1958; она не вошла и в Кат. 1976. Поссе (Posse 1925) идентифицировал эрмитажное полотно с версией, которая была послана из Рима во Францию в подарок кардиналу Ришелье. Харрис (Sutherland Harris 1977) придерживается того же мнения и не исключает возможности, что эрмитажная картина — собственноручное произведение Сакки. Поссе (1925) упоминал, что вторая версия была заказана кардиналом Франческо Барберини в 1638 для принца фон Эггенберга (о других версиях см.: Sutherland Harris 1974. P. 58). Картина отличается от росписи некоторыми деталями, каковые внести мог позволить себе автор, но не копиист. Например, в росписи наблюдается большее расстояние между фигурами и предметами, иначе положены тени, как это могло быть в окончательном варианте по отношению к эскизу. На рентгенограммах картины видны «поиски» расположения некоторых предметов. Рисунок к композиции находится в Музее дизайна Купер-Хьюитт, Нью- Йорк (воспр.: Carlo Maratti 1975. Fig. 67). В Художественном музее Дюссельдорфа хранится ряд подготовительных рисунков к нескольким фигурам и драпировкам.
Нет комментариев