Эрролл Луи Гарнер (Erroll Louis Garner) – джазовый пианист и композитор. Эрролл не просто уникальное явление в джазовом мире, а один из тех великих людей, говорить о которых всё равно, что пытаться вербально описать красоту музыки, которую слышишь.
Можно сколько угодно рассуждать, к примеру, о том, что ни один из пианистов, родившихся до Эрролла, не мог стилистически предвосхитить его появление, или об особенностях его стиля – настолько "самобытного", что никто не мог и, наверное, уже никогда не сможет его повторить. Но при этом всё равно неизменно будет преследовать ощущение, что все слова превращаются в штампы, о которых, к счастью, сам Эрролл ничего не знал. "Послушай, дружок, я тут ни при чём, – вот был его ответ на любые вопросы, требовавшие каких бы то ни было рассуждений о джазе. – Я ничего в этом не смыслю. Таким я родился. Это Божий дар! Я играю, что чувствую и слышу".
И почему в таком случае людям требуется всё усложнять? Ведь сам Эрролл, по воспоминаниям современников, был чувствительным, умным, довольно застенчивым "солнечным" человеком с озорным чувством юмора и никогда не воспринимал самого себя или своего искусства всерьёз, в том смысле, что никогда не отрицал "развлекательной функции" своей музыки. Расположение миллионов людей во всём мире, которое он завоевал, зависело далеко не только от его потрясающей техники или способности извлекать прекрасные мелодии, а проистекало в ответ на его абсолютное восхищение музыкой. И эта его заразительная радость была настолько сильна, что до сих пор мимо такой чистоты и искренности не могут пройти даже те слушатели, которые совсем далеки от джаза.
Не зря Диззи Гиллеспи однажды назвал Эрролла "освящённым", а известный антрепренёр и критик Джордж Авакян говорил: "У него была аура, в этом нет никаких сомнений. Неподдельно-весёлое выражение на лице всё время. Он был, действительно, как эльф или фея. Когда расстаёшься с Эрроллом вечером после концерта, то уходишь со счастливой улыбкой и хорошим настроением. Никаких забот. Ложишься в постель, чувствуя себя прекрасно. Вот что он сделал для людей".
Вот почему его простота и целостность либо подлежит разбору на части (в хорошем смысле, поскольку невозможность побывать в "шкуре" гения вызывает естественную потребность проникнуть внутрь), либо и вовсе нарочно игнорируется, как произошло в случае с документальным фильмом-историей джаза Кена Бёрнса, выпущенной совместно с Уинтоном Марсалисом.
Лучше отдадимся во власть тёплого музыкального течения, непрерывным потоком льющегося из всего существа музыканта, который впервые прикоснулся к клавиатуре в возрасте трёх лет и стал подлинной легендой джаза в течение следующих десятилетий. Ведь Эрролл был едва ли не самым плодовитым пианистом-самоучкой, который вырос в очень музыкальной семье и никогда в жизни не знал нотной грамоты.
Комментарии 6
А КАКИЕ МАСТЕРА!!!