Пятичасовая документальная лента рассказывает о разгроме независимой журналистики в России. DW поговорила с режиссером Джулией Локтев, которая снимала свой фильм в России.На Берлинале свой фильм представила американский режиссер с русскими корнями Джулия Локтев. Его премьера прошла в секции Berlinale Special. "Мои нежелательные друзья. Последний воздух в Москве" состоит из пяти частей и длится более пяти часов. Фильм рассказывает о том, как оппозиционные журналисты в России встречают войну и оказываются нежелательными в собственной стране.
Действие фильма разворачивается в последние месяцы 2021 года. Зрители знакомятся с журналистами, которые объявлены в стране "иностранными агентами". Это авторы, ведущие, расследователи "Дождя", "Важных историй", "Новой газеты", подкаста "Привет, ты иноагент". Камера следует за ними на работе и дома, записывает их встречи и разговоры. Новоиспеченные "враги народа" полны сил и надежд. Журналисты с удвоенной энергией работают, много шутят, празднуют Новый год и загадывают желания. Но напряжение на экране нарастает.
Четвертая часть фильма начинается 24 февраля 2022 года. Шок, ужас, слезы - и упорная работа в новой реальности, попытка честно продолжать рассказывать согражданам о том, что происходит в Украине. Камера запечатлевает то, как уходит надежда. После разгрома "Дождя" людьми в масках, становится ясно, что впереди - эмиграция.
Deutsche Welle: Каким был замысел фильма, когда вы его начинали снимать в 2021 году?Джулия Локтев: Я начала снимать через несколько недель после того, как в России физических лиц начали объявлять "иноагентами". Изначально идея была такая - снять фильм о том, что общество объявляет своих же членов чужими, заставляет их маркировать себя, докладывать все про личные расходы и так далее. Это исторический прецедент, когда люди вынуждены сами себя публично объявлять чужими. Я говорила с журналисткой Анной Немзер, и мы обе чувствовали, что что-то происходит в России, но никто не понимал, к чему это придет. 24 февраля 2022 года стало ясно, что это кино уже не про "иноагентов". Я прилетела в Россию накануне, 23 февраля, и оставалась там до тех пор, пока уже некого было снимать - все уехали.
- Как вы решились прилететь в Россию в ожидании объявления войны? Как вы могли подвергнуть себя такому риску?- Я как-то об этом не думала. В те моменты я больше всего чувствовала страх в тех местах, где работали мои герои - на "Дожде", в редакции "Важных историй". Я понимала, что это те риски, которые принимают на себя мои герои, просто каждый день делая свою повседневную работу. Я чувствовала там себя небезопасно, а они так жили.
- В "довоенной" части фильма царит веселье и оптимизм: несмотря на происходящее, "иноагенты" полны энергии и сил бороться и работать. И возникает ощущение, что они не совсем серьезно относятся к своему статусу.- Конечно, каждый день люди чувствовали, что гайки закручивают. Но когда что-то происходит с тобой, юмор - это нормальный способ справляться. Так что в фильме действительно много юмора в первой половине, он очень теплый и веселый. Для фильма о политических репрессиях в холодном месте он даже странно смешной. Но потом, как только наступает 24 февраля, смех останавливается. Это очень заметно в фильме. Все мои героини - очень умные, очень смешные, и они много и быстро говорят, им всегда есть что сказать. А вот в то утро у людей не было слов. Это изменение очень сильно ощущается.
- В вашем фильме Соня Гройсман, одна из героинь фильма и ведущая подкаста "Привет, ты иноагент", еще до войны говорит фразу: "Через полгода половины из героев фильма уже не будет в России". Вы поверили ей тогда?- Все осознавали, что будет хуже. Но что именно это значит, никто не понимал. Все скорее ожидали, что монстр съест их. Никто не ожидал до последнего момента, что монстр дернется в другую страну.
Нет комментариев