- При этом ваш оператор Екатерина Смолина до этого работала на цветных картинах "Продукты 24" и "Свет". Как вы с ней познакомились и сработались?
- В какой-то момент многие люди начали рассказывать о Кате и предлагали рассмотреть ее кандидатуру в качестве оператора. Тогда я не видела ни одной ее работы, но после одного разговора по телефону стало понятно, что я хочу с ней работать. Она во многом мне помогла: объяснила, что хотя многие мои задумки просто не воплотить в жизнь за короткий срок, не обойтись без хорошей подготовки.
- Подготовка нужна была, потому что в фильме много длинных сцен, которые лучше заранее просчитать, чтобы движение внутри кадра было красивым?
- Да. Катя обладает колоссальным аналитическим умом, а я привыкла работать широкими мазками и руководствоваться чувствами. Поэтому она мне сказала: "Рената, сядем и обсудим все детально, что ты именно в каждом кадре хочешь увидеть".
- К показу фильму на "Маяке" вы дали комментарий, где сказали, что фильм напоминает вам о детстве. Как они между собой связаны?
- Для меня важен в кино момент узнавания, который заключен не в сюжетной динамике, а в деталях. Важны не какие-то яркие элементы фильма, а, например, шелест травы, движение людей - эти интимные, сугубо личные впечатления, которые невозможно выразить в словах. С "На этой земле" я долго выстраивала отношения, даже когда монтировала, не могла его осознать: много переживала, была недовольна собой. Один раз я посмотрела готовую картину на "Мосфильме" и заметила, что со мной кино работает. Так момент с крестным ходом в фильме мне напомнил реальную ситуацию, когда я жила в старой деревне под Санкт-Петербургом и была на похоронах.
- Ваш фильм во многом про "русскость", а это понятие очень сложное, затуманенное современной пропагандой. Например, композитор Настасья Хрущева в книге "Метамодерн" пишет о "русском бедном", что "русское" - это депрессивное и трансцендентное. Ваша документальная среднеметражная лента "Ленечка" была снята про композитора Леонида Десятникова, написавшего русскую композицию, одно из первых метамодернистких произведений "Песню колхозника о Москве". Что русское для Вас?
- Это очень сложный вопрос.
- Не спросил бы, но в вашем кино много "русского". Один из ярких символов в картине - это шамкающие, постоянно наговаривающие что-то бабушки, будто вышедшие из мемов "ШКЯ".
- Мой любимый момент в фильме, это когда один из господ моет лицо в избе, а ему бабушки рассказывают о крестьянине с крыльями, что он летал. Они точно видели, что мужчина не летал, но в их головах образ человека с крыльями уже трансгрессировал в акт полета. Мне жутко нравится эта трансформация.
Нет комментариев