Вашингтон опасается, что Пекин расширит свое влияние на судоходный путь через частные китайские фирмы. Глава Госдепартамента США Рубио провел переговоры с президентом Панамы Мулино.Госсекретарь США Марко Рубио в ходе встречи с президентом Панамы Хосе Раулем Мулино выразил недовольство влиянием Китая на Панамский канал. Глава Госдепартамента "отчетливо дал понять, что сложившаяся ситуация неприемлема, а без немедленного изменения ситуации Соединенным Штатам придется принять меры для защиты своих прав", заявила руководитель пресс-службы внешнеполитического ведомства США Тэмми Брюс в воскресенье, 2 февраля.
Влияние Пекина на важный судоходный путь нарушает обязательства по нейтралитету, вытекающие из договоров о канале между Вашингтоном и Панамой, пояснили в Соединенных Штатах. Вашингтон уже критиковал чрезмерное, по его мнению, влияние КНР на канал.
После завершения строительства Панамского канала в 1914 году США в течение десятилетий управляли этим 82-километровым водным путем. Полный контроль над каналом был возвращен Панаме в конце 1999 года. Соединенные Штаты оставили за собой право использовать военную силу для сохранения его нейтралитета.
Президент: Канал останется под управлением Панамы
В то же время Мулино назвал диалог с Вашингтоном позитивным. По его словам, на встрече в первую очередь обсуждался контроль над портами по обе стороны канала, а не над самим водным путем.
Нет сомнений в том, что канал находится под управлением Панамы и этот статус останется без изменений, пояснил панамский лидер. Обе страны договорились создать двустороннюю техническую группу, чтобы детальнее изучить ситуацию в портах. Мулино не исключил будущего присутствия там компаний из Соединенных Штатов.
Кроме того, стороны обсудили тему миграции. Панама считается стратегическим игроком в Центральной Америке в вопросе ограничения потока нелегальных мигрантов, а в июле 2024 года панамский президент распорядился ужесточить пограничный контроль.
Оператор портовых терминалов - фирма из Гонконга
С 1997 года гонконгская компания Hutchison Ports управляет крупными контейнерными терминалами на тихоокеанском и атлантическом берегах канала. Компания принадлежит состоятельной гонконгской семье, а не китайскому государству. Однако в США опасаются, что правительство в Пекине может расширить свое влияние на порты и судоходные пути через частные китайские компании.
Нет комментариев