Робби Эндрю, старший научный сотрудник расположенного в Осло Центра международных климатических исследований (CICERO), считает, что решающим фактором стало то, что норвежские власти на протяжении десятилетий стремились к развитию электромобильности. "В 1990-х годах Норвегия приложила усилия по созданию компании для производства электромобилей", - напомнил Эндрю в интервью DW, заметив, что отсутствие мощного лобби отечественной автопромышленности способствовало этим инициативам.
Хотя первые попытки производства электромобилей имели ограниченный коммерческий успех - было продано всего несколько тысяч машин - они способствовали повышению осведомленности широкой общественности и признанию значимости электромобильности. Это открыло путь к широкому распространению электрокаров таких мировых производителей, как Tesla и Volkswagen.
Распространению электромобилей помогли налоговые льготы и простота передвижения
Благоприятная государственная политика, несомненно, помогла смягчить проблемы перехода на электромобили. Норвегия не взимает при их продаже НДС и импортные пошлины, которые могут составлять от трети до почти половины стоимости новой машины.
Владельцы электрокаров также освобождены от оплаты за проезд по платным дорогам и за парковку. Они даже могут пользоваться в Осло и его окрестностях полосами движения, предназначенными для автобусов. Больше всего от налоговых льгот выиграли норвежцы с высоким уровнем дохода, при этом недавно приобретенный электрокар часто становился вторым семейным автомобилем.
Почти достигнув цели по полному переходу на электромобили к 2025 году, правительство недавно отменило некоторые из перечисленных стимулов. Теперь НДС частично взимается при продаже больших и роскошных машин стоимостью более 500 000 крон (42 500 евро в пересчете). При этом владельцы электромобилей, относящиеся к малообеспеченным слоям населения, по-прежнему извлекают выгоду из многочисленных льгот, а также от снижения цен на такие авто.
Бьорн Гримсруд, директор Центра транспортных исследований (TOI) в Осло, полагает, что введенные властями стимулы были "очень дорогостоящими", но доступными, учитывая богатство страны и ее стремление стать климатически нейтральной к 2050 году. "Раньше правительство ежегодно собирало 75 миллиардов крон от налогов и пошлин на автомобили, но эта сумма была сокращена вдвое", - пояснил Гримсруд в беседе с DW.
Сокращение субсидий негативно влияет на продажи электромобилей в Германии
Между тем другие страны, в том числе Германию, обвиняют в том, что они, сокращая субсидии на покупку новых электромобилей, отходят от целей по смягчению последствий изменения климата задолго до достижения утвержденных показателей.
В понедельник, 6 января, Федеральное автотранспортное ведомство (Kraftfahrt-Bundesamt, KBA) сообщило, что в 2024 году в Германии, крупнейшем автомобильном рынке Европы, было зарегистрировано электромобилей на 27,4% меньше, чем годом ранее. Аналитики говорят, что Берлину придется пересмотреть решение о снижении субсидий при приобретении таких машин, если ФРГ, крупный их производитель, намерена достичь своей цели - иметь на своих дорогах к 2030 году 15 миллионов авто на электрической тяге.
Норвегия отдала предпочтение домашним зарядным станциям
Еще одним преимуществом Норвегии является ее энергосистема - одна из самых экологичных и надежных в мире. На гидроэнергетику приходится более 90% производства электроэнергии в стране, и обычно она вырабатывается с избытком, что облегчает зарядку электромобилей в домашних условиях. "В то время как в других странах Европы доступ к электричеству может быть проблематичным, большинство норвежцев могут заряжать свои электрокары дома (а не в общественных пунктах зарядки. - Ред.)", - уточняет Бьорн Гримсруд из TOI.
Опрос, проведенный Норвежской ассоциацией электромобилей в 2022 году, показал, что около трех четвертей их владельцев живут в отдельно стоящих домах, что упрощает установку домашних зарядных станций. Отчет лондонской консалтинговой компании LCP свидетельствует, что 82% электрокаров в Норвегии заряжаются дома, хотя в городских районах этот показатель ниже.
Нет комментариев