Экономические трудности и рост цен заставляют россиян искать способы сэкономить. Один из них - повторное использование вещей. Это меняет потребительские привычки россиян, что хорошо для экологии, полагают экоактивисты.Рост интереса в России к комиссионным магазинам, секонд-хендам и сервисам по ремонту бытовой техники наблюдается по всей стране. Все больше россиян, сталкиваясь с резким подорожанием жизни, предпочитают отказаться от покупок новых товаров, особенно одежды и обуви, и обращаются к более доступным альтернативам. Социологи отмечают, что в условиях экономической нестабильности в первую очередь россияне сокращают расходы на путешествия, развлечения и предметы роскоши.
Особенно это заметно среди молодежи. В то же время наблюдается рост спроса на секонд-хенды, независимо от ценовой категории, а также на услуги по ремонту бытовой техники, где затраты значительно ниже, чем на покупку новых товаров. DW узнала у экспертов, как экономический кризис и война в Украине меняет потребительские привычки россиян.
Экономика России: от кризиса к советскому типу экономики
В ноябре 2024 года годовая инфляция в России составила 8,88%, что более чем в два раза превышает целевой уровень Центрального банка. Попытки властей сдержать рост цен, включая повышение ключевой ставки, оказались не столь эффективными. Реальная годовая инфляция превышает официальную - более чем в 7 раз, уверен экономист Игорь Липсиц.
По его мнению, российская экономика все больше напоминает советскую модель, ориентированную на военные нужды, когда значительные средства вкладывались в военно-промышленный комплекс, а социальные вопросы отходили на второй план. В этих нестабильных экономических условиях относительно комфортно будут чувствовать себя те, кто будет оказывать услуги по ремонту или перепродаже старых товаров, считает он.
Спрос на подержанные вещи растет, в том числе на брендовые
Спрос на люксовые товары, сданные в комиссионные магазины, продолжает расти, отмечает Андрей Федотовский, председатель Ассоциации комиссионных магазинов и владелец сети бутиков "Комильфо". Этот тренд, по его словам, сформировался еще до начала "сложных экономических времен", но санкции и уход западных брендов с российского рынка только усилили его.
"Мода на перепродажу брендовой одежды - это часть глобального тренда на сознательное и экологичное потребление", - объясняет он. По его словам, покупатели ищут возможность купить брендовые вещи по более доступным ценам, а владельцы дорогих товаров могут вернуть часть вложенных средств, продав их в ресейле (секонд-хенд брендовых товаров). Он отмечает, что в условиях экономического кризиса даже обеспеченные россияне переходят на экономику замкнутого цикла, предпочитая перепродажу новых товаров старым.
Федотовский отмечает, что цены в комиссионных магазинах увеличились на 8-9%, что соответствует уровню инфляции. Однако это не идет ни в какое сравнение с ростом цен на новые брендовые товары, которые поступают в Россию через серый импорт, добавляет он.
При этом спрос на перепроданные люксовые вещи значительно возрос в регионах, где, как полагает глава Ассоциации комиссионных магазинов, в последние годы появились новые финансовые возможности - например, увеличение зарплат в оборонных предприятиях. "В регионах появились финансовые возможности: выросли зарплаты до 200-300 тысяч рублей в месяц, всякие там "боевые", - объясняет он.
Ремонт как альтернатива покупке нового
Также наблюдается рост спроса на услуги по ремонту бытовой техники. В условиях резкого подорожания новых товаров, особенно импортных, россияне все чаще предпочитают починить старую технику, чем покупать новую.
Это приводит к увеличению числа сервисов по ремонту и восстановлению старых товаров, что в свою очередь способствует снижению отходов и меньшему воздействию на окружающую среду. Спрос на вторичное использование вещей в России продолжает набирать популярность, и одним из бенефициаров этого тренда стал крупнейший онлайн-ретейлер "Авито".
Изначально созданный как площадка для обмена товарами между частными пользователями (C2C), "Авито" стал одним из самых быстрорастущих онлайн-ретейлеров в стране, с товарооборотом в 1,9 трлн рублей в 2023 году - сопоставимым с показателями лидеров российской онлайн-торговли.
Нет комментариев