Есть у него и опыт работы непосредственно в министерстве финансов. Когда в прошлом правительстве ФРГ этот пост занимал Олаф Шольц, Йорг Кукис на протяжении примерно четырех лет был одним из его заместителей. Так что это - технократ, который вполне компетентен для выполнения возложенных на него задач, но в то же время не имеет амбиций занимать выборные политические посты. Поэтому в условиях фактически начавшейся избирательной кампании он вполне сможет взять на себя некоторые непопулярные решения.
Однако канцлеру он нужен и для обеспечения популярных решений. Шольц объявил, что в остающееся до досрочных выборов время он хотел бы довести до конца несколько начатых проектов: принять закон о стабилизации пенсионной системы, скорректировать налоговую систему с целью снизить фискальное бремя на наемных работников и принять пакет мер по поддержке промышленности, особенно автопрома и выпуска электромобилей.
Задача министерства под руководством Йорга Кукиса будет состоять в том, чтобы представить убедительное финансовое обеспечение этих проектов. В свою очередь, задача канцлера, теперь уже в качестве главы правительства меньшинства, будет состоять в том, чтобы попытаться договориться с разными частями оппозиции, прежде всего с консервативным блоком ХДС/ХСС, об утверждении в парламенте его планов.
Оказание помощи Украине продолжится: заказы размещены и оплачены
То, что Германия войдет в следующий год без утвержденного парламентом бюджета, не станет прецедентом: подобное случалось и раньше. В таком случае включается прописанный в законодательстве механизм временного управления бюджетом, когда правительство продолжает выполнять все свои текущие обязательства. Так что выплата зарплат госслужащим, пенсий или, скажем, социальных пособий в любом случае не под угрозой. Продолжится и оказание запланированной военной помощи Украине: государство в большинстве случаев уже разместило соответствующие заказы и гарантировало их оплату.
Однако без утвержденного бюджета правительство не сможет финансировать или субсидировать новые инвестиционные проекты и вообще проводить активную политику по поддержке как индустрии, так и в целом бизнеса. А ведь Германия уже второй год находится в рецессии, экономике срочно нужны импульсы. Но их не будет, пока не состоятся досрочные выборы, не будет сформировано новое правительство и оно не представит парламенту свой проект бюджета.
Короче, простой продлится приблизительно до конца весны 2025 года. Именно в этом и состоит главный негативный эффект для экономики от развала правительственной коалиции в Берлине. Ведь пока не станет ясно, каким курсом пойдет новое правительство и какую политику оно будет проводить, предприятия будут воздерживаться от инвестиций, хотя именно они сейчас крайне нужны стране, чтобы наконец начался устойчивый экономический рост.
Есть ли у Шольца шанс остаться у власти?
Если исходить из сегодняшней политической ситуации - то такие шансы равны нулю. У всех трех партий, которые до вчерашнего дня формировали правящую коалицию, рейтинг сейчас ниже, чем у одного единственного оппозиционного консервативного блока ХДС/ХСС.
СДПГ сейчас может рассчитывать на 15% голосов избирателей, "зеленые" – на 10,5%, либералы - на 4,5%, что меньше проходного балла в бундестаг (5%). Рейтинг ХДС/ХСС - 32%. Этот означает, что в случае скорых досрочных выборов и консерваторам потребуется партнер для формирования правительства большинства.
Даже если либералы поднажмут и все-таки пройдут в бундестаг, их участия в потенциальном правительстве Фридриха Мерца будут, скорее всего, недостаточно. Так что наиболее реалистичным вариантом на сегодняшний день представляется реанимация так называемой "большой коалиции", которую до выборов 2021 года возглавляла Ангела Меркель (Angela Merkel). То есть, правительство консерваторов с социал-демократами в роли младшего партнера.
Нет комментариев