Флюксус включает в себя разнообразные формы и подходы: перформанс, видео, хеппенинг, музыку, театр. Но самое главное, что лежит в основе, - это спонтанное взаимодействие публики и исполнителей, импровизация и креативность. При этом готовое произведение искусства как таковое становится второстепенным делом. Еще одним центральным элементом стала музыка; особенно вдохновлял художников своими авангардными композициями Джон Кейдж.
Кто изобрел флюксус?
Кто на самом деле был основателем флюксуса, сказать сложно - многие представители этого движения утверждали, что они были первыми. Но чаще всего в этой связи называется имя Джорджа Мачюнаса, литовско-американского художника, написавшего Манифест и организовавшего первое официальное групповое мероприятие флюксуса в одной из галерей Нью-Йорка в 1961 году. Мачюнас говорил, что целью этого направления было содействовать революционному приливу и отливу в искусстве, продвигать живое искусство, антиискусство.
В движении флюксус приняли участие многие ведущие художники-авангардисты 1960-х годов, в том числе Йозеф Бойс (Joseph Beuys), Мари Бауэрмайстер (Mary Bauermeister), Йоко Оно, Нам Джун Пайк, Ла Монте Янг и многие другие. С творчеством двух менее популярных представителей - Бенджамина Паттерсона и Урсулы Бургхардт (Ursula Burghardt) - можно познакомиться на выставке в кельнском Музее Людвига.
О выставке и не только
Первая часть экспозиции рассказывает в основном о становлении этого художественного направления в Германии: в Кельне, Висбадене и Вуппертале. О первых акциях, проводившихся в частных домах в Кельне на рубеже 1950-1960-х годов. Не все знают, что в то время город был ярким художественным центром на берегу Рейна, местом встречи любителей искусства со всего мира.
В том числе из-за "Студии электронной музыки", организованной в 1953 году телерадиокомпанией Westdeutsche Rundfunk, которая продвигала авангардные музыкальные веяния, а также из-за регулярно проходивших здесь концертов различных направлений.
Многие представители флюксуса были тесно связаны с новейшими музыкальными течениями. Больше всего перформансов, смело и с юмором объединявших музыку, литературу, искусство и архитектуру, проводила в то время легендарная немецкая художница Мари Бауэрмайстер (1934-2023).
Нет комментариев