В центре Мюнхена прошел спектакль о запрете "Мемориала" в России и трагической судьбе немецкой актрисы, бежавшей в Советский Союз от нацистского режима.Молодые люди начали собираться у входа на одну из дополнительных площадок Мюнхенского камерного театра (Münchner Kammerspiele) на Терезиенштрассе задолго до начала спектакля. Вечером 16 октября здесь показывали - первый и пока единственный раз - спектакль "Мемория", поставленный режиссером Анастасией Патлай, покинувшей Россию после начала войны в Украине. Места были раскуплены задолго до начала, и не все желающие, пришедшие в надежде на лишний билетик, смогли попасть в зрительный зал.
Стол, стул, расставленные на полу пары обуви, пара кассетных магнитофонов. В полумраке минималистически оформленной сцены не сразу замечаешь, что артисты уже здесь - они стоят по обе стороны огромного экрана с изображением рядов белых рубашек, символизирующих людей, которых больше нет.
Потом они окрасились в красный цвет. "Мы рассказываем о трех пластах памяти - 30-х, 80-х годах прошлого века и сегодняшнем времени", - пояснила в разговоре с DW режиссер Анастасия Патлай. С одной стороны, этот спектакль о судьбе немецкой актрисы Каролы Неер (Carola Neher), которая, спасаясь от нацистского режима, оказалась со своим мужем в 1934 году в СССР, но вместо защиты погибла в ГУЛАГе в 1942 году.
С другой стороны, это история "Мемориала", правозащитной организации, которая занималась судьбой этой актрисы и многих других репрессированных. Это история о том, как память о жертвах ГУЛАГа вдруг становится политически неблагонадежным делом в современной России, а "Мемориал" - политическим врагом путинского режима.
О трагической судьбе актрисы, спектакль о которой по иронии судьбы показали на сцене того самого мюнхенского театра, в котором она некогда служила, зрители узнают из похожих на настоящие, основанных на реальных, записей на кассетных магнитофонах, а также из монологов, сделанных на основе отрывков из интервью соосновательницы "Мемориала" Ирины Щербаковой.
Спектакль, возрожденный из пепла
Первоначальный вариант спектакля был поставлен в России. Его премьера состоялась всего через несколько недель после запрета Международного общества "Мемориал" и правозащитного центра "Мемориал". Драматург Нана Гринштейн создавала текст по "горячим следам" и с использованием документальных свидетельств.
Премьерный показ прошел на сцене московского Центра имени Мейерхольда в феврале 2022 года. Как рассказала в беседе с DW Нана Гринштейн, предчувствие войны уже витало в воздухе: "Ощущался скорый апокалипсис, было страшно за зрителей, которые не побоялись прийти". После полномасштабного вторжения российских войск в Украину многие участники постановки - режиссер, драматург, а также Ирина Щербакова - покинули Россию.
Нет комментариев