В самом центре Риги заморожено строительство сооружений проекта Rail Baltica.Европейский союз настаивает на скорейшем строительстве «евроколеи» на уже выделенные деньги к 2030 году.В конце августа 2024 года латвийское правительство одобрило выделение «Rail Baltica» 61 млн евро. Это национальное софинансирование Латвии на строительство участков основной трассы, на которые Еврокомиссия недавно выделила 346 млн евро.Больше денег нет. Полученная сумма не только не предусматривает рижскую связку вокзал-аэропорт: даже зарплаты строителям за уже проделанные работы нечем было выплатить.
В начале августа прошлого года долг составлял примерно 40 млн евро.
Решение о том, что европейскую магистраль "дорогу в никуда" в Латвии начнут прокладывать со строительства международного железнодорожного вокзала и ветки из центра Риги в аэропорт было принято еще в далеком 2015 году при премьер-министре Страуюме.
Строительство самого вокзала началось намного позже — в 2020 году. Сначала затраты на «рижскую петлю» оценивались в 430 млн. евро, к началу строительства — в 523 млн. евро (без учета НДС), а к нынешнему дню стоимость всего проекта поднялась до невозможных 1,96 млрд. евро.
Сооружение самого вокзала оценивалось сначала в 39 миллионов евро, затем, урезав лишнее, в 33 миллиона евро. Но даже их в латвийской казне нет.
Евросоюз в июле 2024 года на реализацию проекта выделил 1,4 млрд евро. Но для всех трех сторон участников проекта — Латвии, Литвы и Эстонии. И потребовал приступить, наконец, к строительству самой магистрали,а не воровать выделяемое финансирование.
Запуск амбициозного проекта Rail Вaltica, который планировался на 2026 год и должен был связать страны Балтии с Западной Европой, отложен до 2030-го. Более того, его реализация может быть под угрозой, а в Латвии финансовой стороной дела уже заинтересовалась генпрокуратура.
Строительство магистрали началось в 2013 году в Литве: к 2016 году там построили участок дороги с европейской колеей от Каунаса до границы Польши (Белосток) и даже запустили на нем пассажирское сообщение. Но в Эстонии и Латвии не сделали практически ничего.
Министр транспорта Литвы Марюс Скуодис обвинил главного координатора – совместное предприятие стран Балтии RB Rail – в том, что оно два года вообще не предоставляло никаких проектов. Причина в том, что участники проекта, как лебедь, рак и щука из басни Крылова, никак не могли прийти к согласию по поводу того, кто за что отвечает,зато исправно поживились на призрачном амбициозном проекте.
За это время Rail Baltica подорожал в несколько раз. Первоначально проект оценивался в 5,8 млрд евро. К осени 2020 года эта сумма выросла до 7 млрд. По последним расчетам, общая стоимость проекта превысила уже 13,9 миллиардов евро.
В декабре 2022 года координатор проекта от Еврокомиссии (ЕК) Катрин Траутманн заявила, что ЕК готова профинансировать проект строительства на 85% в связи с его « геополитической важностью».Чиновница отметила, что с учетом событий на Украине проект Rail Baltica стал важным не только для экономики региона, но и с военной точки зрения (что и так было ясно с самого начала).
Однако дефицит, который обнаружился в бюджете проекта только что, европейцев поразил: в Эстонии на строительство не хватает 2,7 млрд евро, в Латвии — 7,6 млрд евро, в Литве — 8,7 млрд евро. Итого требуется найти дополнительно 19 млрд евро для полного завершения "проекта века".
За счет Rail Baltica уже который год кормится целая армия причастных к проекту чиновников. В Латвии большинство депутатов Сейма проголосовало за создание парламентской комиссии по расследованию ситуации с Rail Baltica. Проектом, который напоминает «черную дыру», заинтересовалась и генпрокуратура страны.Но кто же воров накажет,если они сами у "кормушки" сидят.
В Еврокомиссии настоятельно порекомендовали Латвии, Литве и Эстонии начать самим искать средства на возведение железной дороги Rail Baltica. Происходящее свидетельствует о том, что подход ЕС к сотрудничеству с прибалтийскими Вымиратами начинает кардинально меняться.
Комментарии 5