Опытный образец САУ под обозначением ЗиС-41 был готов к февралю сорок второго года. Разумеется, в обусловленную ТЗ массу в 6,5 тонн вписаться не удалось, превысили на тонну. Впрочем, это было заранее невыполнимое условие. Орудийная установка на ЗиС-31 добавила к массе базового шасси ГАЗ-ААА две с половиной тонны при чисто символической защите расчёта (только щиток спереди). Поэтому ЗиС-41 при массе самого шасси 5,15 тонны, меньше 7,5 весить априори не мог. Поэтому удача, что уложились хоть в этот показатель.
Кабину и моторное отделение грузовика забронировали. Броневые листы имели рациональные углы наклона, по форме бронировка ничем не отличалась от уже отработанной на бронеавтомобилях. Внутри кабины размещались водитель с пулеметчиком.
Компоновку отделения управления рациональной назвать сложно. Впрочем, это традиционный недостаток для всех конструкций, разработанных под руководством Грабина. Последнее, что его интересовало, так это эргономика и удобство работы экипажа.
Места для ног водителя практически не было. Он сидел, скрючившись в три погибели, как эмбрион, упираясь коленями в руль. Конечно, мехвод должен стойко переносить все неудобства и тяготы службы, но вызывало большое сомнение, что в такой позе он сможет функционировать какое-то более-менее продолжительное время. Грабину, разумеется, на это указали, но он, как обычно, ничего менять не стал.
Более удачным оказалась компоновка боевого отделения, впрочем, подобные схемы известны еще с Первой мировой войны. С грузовой платформы сняли откидывающиеся борта, а саму платформу изготовили из листа броневой стали с деревянным настилом. Посередине закрепили тумбу, на которой с возможностью кругового вращения вокруг вертикальной оси установили качающуюся часть орудия ЗиС-2. Благодаря этому самоходка получила круговой обстрел и оказалась единственной советской самоходкой с такой возможностью.
Комментарии 1