Уже в III веке стали ставить первые скульптуры Будды в Китае, а максимального расцвета данный вид искусства достиг к эпохе династии Мин. В это же время формируются определенные каноны.
Реальную биографию Будды достоверно воссоздать нет возможности, уж слишком все обросло легендами и домыслами. В то же время предложенные им методы работы с сознанием и телом человека оказались настолько эффективными, что практикуются огромным количеством людей и в наши дни.
В то же время по всем версиям будущий духовный учитель был человеком, родившимся принцем и жившим до 29 лет в полнейшем благополучии. Известно даже его мирское имя: Сиддхарта Гаутама Шакьямуни. Выйдя в обычный мир, увидев болезни и страдания простого народа, он был столь шокирован, что не смог продолжать жить дальше, как прежде, отказался от всего своего богатства, своей семьи и ушел странствовать. Дабы постигнуть истину, он в какой-то момент решил отстраниться от всего мирского, сев в позе лотоса и погрузившись в медитацию. Никакие искушения не смогли сбить его с выбранного курса и через сорок девять дней, не проронив ни одного слова, он достиг просветления.
Буддизм сосредоточил в себе несколько, казалось бы, простых и правильных заповедей: благие намерения, правильная речь, соответствующий образ жизни. Всю свою жизнь, после просветления, которая по основной массе источникам завершилась в 80 лет, он передавал знания своим ученикам. После его смерти последователи стали создавать статуэтки, как образ своего учителя, символ его духовной силы, так как людям необходим вещественный объект для поклонения.
Возвращаясь к буддийским статуэткам, необходимо отметить, что все они имеют определенные общие стилистические черты, в частности, существуют определенные пропорции, которые используются при изготовлении таких статуэток. В то же время даже черты лица могут серьезно отличаться, не говоря уже об одеяниях. К примеру, плащ может быть накинут на одно плечо или закрывать оба, быть прямым или со множеством складок. Все эти различия делают каждое изваяние уникальным и миниатюрные копии любого из исторических творений привнесет свое очарование в интерьер дома.
Буддистские скульптуры изготавливали и изготавливают из самых различных материалов, чаще из железа, меди и латуни, реже из камня, кости, глины, а также драгоценных металлов серебра и золота. Для сплавов применяли олово, никель, ртуть, свинец и некоторые другие металлы. Самым надежным из сплавов считалась бронза, так как она не подвержена внешним воздействиям, поэтому не удивительно, что основная масса статуэток, дошедших до наших дней в хорошем состоянии, создана именно из этого сплава.
Для лучшего понимания стоит ознакомиться с типичными образами, которые можно встретить:
• Будда Шакьямуни: образ последнего воплощения Будды на Земле с типичными жестами двух рук, один из которых символизирует призыв Земли в свидетели (ладонь опирается на колено, а пальцы касаются трона-лотоса), а второй — положение медитации (ладонь развернута вверх и пальцы раскрыты), именно так представляют момент просветления основателя религии;
• Будда Ваджрасана: от предыдущего варианта отличается наличием перед пьедесталом ритуального оружия, символизирующего мгновенное просветление (сфера, с противоположных сторон которой вырываются молнии);
• Будда с Патрой: с монашеской чашей для подаяний в руках, символ отречения от всего мирского и сострадания к ближнему;
• Коронованый Будда: в монашеской одежде, высокой прической, иногда с украшениями в виде серег, с ожерельем на шее, роскошным поясом, что в целом символизирует подчинение мирской власти истинным ценностям и пути, ведущему к освобождению;
• Авалокитешвара: Будда, имеющий восемь рук и одиннадцать голов, что показывает возможность проявить сочувствие и милосердие к страждущим большим количеством разнообразных способов;
• Манчжушри: это молодой принц, сидящий верхом на льве, в правой руке у него меч, рассеивающий неведение и иллюзии, в левой — книга или лотос, внутри которого свиток, все это символизирует мудрость и призыв встать на путь пробуждения;
• Амитабха: Будда в позе длительной медитации со сложенными на коленях руками, которые соединяются большими пальцами, причем левая кисть — это символ реальности, правая кисть — просветления, а их единение в виде чаши — готовность к наполнению знаниями и победе над иллюзией материального мира.
Есть еще масса образов Будды, каждый из которых имеет свое символическое значение. Некоторые из этих экземпляров оцениваются в огромные суммы, достигающие 45 миллионов рублей. Разумеется, это древнейшие из сохранившихся экземпляров, которым иногда свыше 500 лет. Они бережно хранятся в частных коллекциях и музеях Индии, Непала, Китая, Японии, США и некоторых других. Найти оригинал в свободной продаже весьма сложно, в основном это подделки, а вот копию хорошего качества заполучить намного проще и дешевле.
Есть еще определенные обязательные атрибуты-дополнения к статуэтке для создания полноценного домашнего алтаря:
1. Основа тела — сама статуэтка.
2. Основа ума — ступа, полость которой заполняется молитвами, благовониями или дорогими подношениями, или колокольчик, как символ чистого и просветленного ума учителя.
3. Основа речи — книги, свитки или просто текст из сутр.
Алтарь не должен быть перегружен, но здесь будет уместен молитвенный барабан, лампада, благовония, цветы, вода для питья и омовений, вкуснейшие яства в чаше, а вот фотографии ваших родственников тут вовсе не к месту. Обязательным элементом данной практики являются подношения, причем необходимо понимать, что в них нуждается не Будда, а сам человек, стремящийся к просветлению. Необходимо отдавать все с чистыми и искренними намерениями.
#будда #буддизм #статуэтка #божество #алтарь #религия #восток
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев