Или дать послабление на работе, более выгодные условия, чем у других.
Так одну девушку назначили начальником отдела. Она была добрая. И вошла в положение другой сотрудницы, которая одна воспитывала сына. Сына надо было забирать из школы, поэтому сотрудницу начальница стала отпускать на час раньше. Вошла в положение.
А потом эта сотрудница наняла няню, еще мама к ней приехала жить, но с работы она все равно уходила ровно на час раньше. Часы можно было проверять. Говорила: «ну, я пошла. До свидания!», – и уходила. Уходила к косметологу или к маникюристу, салон в том же здании работал. Или на массаж. Или в бассейн. Очень удобно. А начальница мучилась сомнениями и догадывалась, что если сказать о прекращении послабления, будет конфликт. И конфликт произошел, конечно. Во-первых, другие работники возмутились. Во-вторых, когда отбираешь обратно то, что дал, людям это очень не нравится. Нет, они знали, что это вы на время дали. Но не сейчас же забирать! Когда-нибудь потом. Какой вы злой и нехороший!
Со скидками или бесплатными бонусами то же самое. Человек привыкает к тому, что с него берут меньше. И когда придется платить столько, сколько указано в прейскуранте, человек так расстроится, как будто вы с него ни с того ни с сего хотите взять больше. Ободрать его как липку! Он привык платить половину. Или получать бесплатно то, что стоит столько-то. Для других, а не для него.
А главное, человек будет вас раздражать со временем. Вы будете думать: неужели он не понимает, что пора и честь знать? Вы ему сделали послабление и скидку, когда он был в тяжелых обстоятельствах. Или просто из симпатии. Но обстоятельства изменились! Или не изменились, но человек и не прилагает никаких усилий, чтобы их изменить. Да и симпатия давно прошла, – неужели он не понимает, что пора вернуться к обычному порядку работы или расчетов? Нет, он понимает. Просто привык. И то, что вы ему дали по доброте сердечной, он считает своим на неопределенное время.
Поэтому послабления и скидки можно делать, само собой. Только соблюдать правила:
— Четко и внятно говорить, на какой срок дается послабление и скидка. Вот как на купонах в магазине пишут: до такого-то числа такого-то месяца.
— Ни в коем случае не давать скидки и послабления при тех людях, которые работают или покупают товар на обычных условиях. Или предварительно заручиться их поддержкой. Можно сказать: «Коллеги, до конца квартала мы разрешим Ираиде уходить на час раньше с работы, если вы не против? Понимаю, что вам придется работать за нее. Скажите, можем ли мы войти в ее положение и сократить ее рабочий день в связи с трудными обстоятельствами?». Тогда вы никого не заденете и при всех заключите договор с Ираидой. Или с Таней. Или со Светланой Петровной. Или с Николаем Сергеевичем. Вы никого не ущемите и не обесцените.
А я так сказала хорошей девушке-парикмахеру, когда она хотела мне сделать громадную скидку - из симпатии: «Давайте не будем этого делать. Вы мне очень нравитесь как мастер. И я хочу впредь пользоваться вашим мастерством. Я отлично знаю, что в следующий раз вам будет неловко взять с меня полную сумму, и вы возьмете опять треть или половину. А мне потом будет совестно к вам ходить, потому что я вас обираю и причиняю убытки. Мы с вами зарабатываем деньги своим личным трудом. Поэтому давайте будем рассчитываться по прейскуранту, как положено. И останемся в хороших отношениях!».
Я это сказала еще двенадцать лет назад. И мы по сей день в хороших отношениях с мастером. И всегда рады встрече. Я плачу назначенную в «прайсе» цену, а мастер хорошо меня обслуживает и рассказывает интересные истории, которыми я непременно поделюсь – уж очень они жизнеутверждающие и добрые.
Скидки и послабления - вещь очень скользкая, когда дело касается человеческих отношений. Лучше соблюдать правила по возможности. Обозначать срок действия и не обесценивать других людей демонстрацией избирательного отношения.
Анна Кирьянова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев