В духовном мире помимо Бога, ангелов и святых есть и тёмные злые силы - бесы. Еще до творения материального мира высший и самый могущественный из сотворенных Богом ангелов по имени Денница, сам захотел стать, как Бог. Он поднял восстание и увлек за собой часть других ангелов. За свою гордость Денница был низвержен с неба в ад, а все, кто поддержал его бунт, пали вместе с ним. Некогда высший архангел, противопоставивший себя Богу, стал сатаной (сатана в переводе на русский означает- противник), а последовавшие за ним ангелы его слугами, то есть - бесами.
У Святых отцов есть два мнения, что падшие ангелы сохранили тот ангельский чин, к которому они относились до падения, или их ранг зависит от степени их злокозненности. Венчает бесовскую иерархию - сатана.
Бесы хотят, только одного, чтобы в мире умножалось зло, поэтому главным объектом диавольских козней выступает человек, как существо разумное, обладающее свободной волей, которая может быть использована им как для движения добра, так и для совершения зла, к чему, собственно, бесы и стремятся. Их основная цель - соблазнить человека, отдалить его от Бога и погубить его бессмертную душу.
Какую власть имеют бесы над человеком, можно с увереностью ответить, что бесы не имеют никакой власти над человеком! Бесы без Божиего позволения не смеют прикасаться даже к свиньям. Они могут действовать в человеке и на человека лишь в той степени, в какой человек протягивает им свою руку.
Антоний Великий учит: «Бог благ и только благ! И только благое творит. Если человек старается жить по заповедям Божиим, покаянием, то он соединяется с Духом Божиим, если же он начинает жить против заповедей Божиих, то он соединяется с духами злобы».
А Исаак Сирин прямо пишет: «Ни одна тварь – и бесы, и люди, и звери – не может прикоснуться к человеку без попущения Божия, а попущение Божие бывает лишь тогда, когда человек сам произволяет ко злу».
С пришествием Христа бес не имеет власти! Он повергнут! В Апокалипсисе написано, что наступит время, когда он будет освобожден. И освобожден будет потому, что люди окончательно предадутся бесовской жизни. Не останется никакой веры! Веры не по форме, когда человек говорит, что я – православный, а не останется веры по жизни. И тогда уже Антихрист объявит себя Богом, все с удовольствием его примут, и написано, что он сядет в храме Божием. То есть его будут почитать за Божество, за Спасителя, за Мессию, за Христа! Люди его примут и вот тогда уже будут находиться в полной его власти.
Безусловно, бесы могут оказывать негативное влияние на людей, но лишь в определенных пределах, попущенных Богом для испытания веры человека и его твердости в следовании воле Божией.Такое влияние может проявляться в виде различных искушений, соблазнов, наведения греховных мыслей или даже болезней, но лишь в том объёме, в котором человек может это выдержать и через эти искушения, нам дается возможность привести нашу жизнь в согласие с Евангелием и Заповедями Божиими.
Только в редких случаях бывает, что бесы полностью овладевают людьми. Однако бесы не могут сделать этого без воли и согласия самих людей, когда последние добровольно отворачиваются от Бога и начинают добровольно служить диаволу.
Православие с большой осторожностью относится к чрезмерному интересу к бесам и демоническим силам. Преподобный Паисий Святогорец никогда даже не называл этого слова "бесы," а дал им своё название - "тангалашки".
В рассказе протоиерея Александра Торика (глава 3 Семён) есть такой эпизод, когда Семён отправился в лес забыв прадедов наказ, чтобы без мира в душе, да без молитвы и нос в лес не совать. Запнулся о корень почти на ровном месте и упал лицом, в лосиный помёт. Да так крепко выругался, что и сам удивился. Решил идти домой, но каждый раз выходил на поляну, которая находилась совсем в другой стороне от дома.
Присел на нижнее бревно бревенчатой кладки, закурил, а рядом старичок сидит в телогреечке и ушанке солдатской. Он попросил его угостить папироский. Семён угостил, а когда коробок со спичками протягивал уронил его. Наклонился, чтобы поднять и видит, что ступни ног у старичка босые, размера неестественно- большого и ярко красного. И понял Семён, кто его по лесу кружил, а сам молитву "Отче наш" начал творить. Старичок аж подпрыгнул и произнёс: "Ты что, Сёмка? Сам ведь позвал! И исчез.
Встал с бревна Семён и еле отскочил от рухнувшего бревенчатого штабеля. К дому Семён потом вышел сразу да и урок для себя крепко накрепко усвоил.
Вот также и человек должен усваивать любой урок искушения и быть предельно внимательным к своим поступкам и словам. Как говорит Паисий Святогорец: Диавол хотя и подстрекает нас, людей, идти наперекор своему ближнему и ссориться, сам никогда не идет наперекор. Нерадивого он делает еще более нерадивым, он успокаивает его таким помыслом: “У тебя болит голова, ты плохо себя чувствуешь, ничего страшного, если ты не поднимешься на молитву”. Благоговейного диавол делает еще более благоговейным, чтобы низринуть его в гордость, или подзуживает его на превышающий его силы подвиг, чтобы прежде усердный подвижник выбился из сил, сложил впоследствии все своё духовное оружие и сдался. Жестокосердого диавол делает более жестокосердым, человека впечатлительного он делает чрезмерно чувствительным...
Беснование! Это когда невозможно прийти ко взаимному пониманию с людьми. Вражда, делает бесполезной все труды, стремящегося ко спасению. Ни молитв, ни покаяния, ни милостыни не принимает Господь от человека, имеющего вражду к ближним. Никакая правда земная не может оправдать вражду. Если человек умирает во вражде (да не будет этого), то все его добрые дела и вся надежда на спасение погибнут.
Как же узнать: действуют ли на нас бесы? Первый признак — это беспокойная совесть — она предупреждает человека, что бесы пытаются увести его с правильного пути. Далее: если сердце полно злобой, ненавистью и это проявляется враждой к окружающим людям, руганью, оскорблением, иногда и драчливостью — это признак, что бесы овладевают вами. Ложь, клевета на людей, всяческие сплетни, доносы и даже открытые враждебные действия— всё это от бесов. Лень, стремление жить за счет других, воровство и грабежи — это заслуга бесов. Нескромное поведение и одежда, интерес к порнографии, сексуальные притязания — это излюбленные уловки бесов, чтобы затянуть человека в свои сети. Честолюбие, чванство, стремление выделиться из толпы за счет унижения других — это от них. А зависть привела многих к падению. Мучительная страсть, возбуждаемая бесами. Зависть есть грех особенно низменный. Она и тем завидует, от которых благодеяние получает.
Нужно неустанно испытывать свое сердце. Бог милостивый всегда хочет нам добра. Однако нужно, чтобы хотел и сам человек. Потому что, как говорил Паисий Святогорец человек духовно летит при помощи двух крыльев: воли Божией и воли собственной. Поэтому люди легко попадают как под хорошее, так и под дурное влияние. Под дурное влияние попасть легче, потому что там действует диавол.
Если человек хочет всегда лететь правильно духовно, следует быть внимательным и не оставлять без попечения человеческую волю. Она есть у всех людей - у одних меньше, у других больше и, когда человек молится, и просит Бога умножить в нем силу воли, Бог помогает ему.
Труды человека невнимательного расхищает диавол. В борьбе с бесами основное оружие — это обращение к помощи Господа, вера в Него без сомнений и колебаний приведет к победе.
Правильно отметил Антоний Великий: "Когда человек живет правильно, по совести, то он соединяется с Духом Божиим. И наоборот, когда вопреки этому, то соединяется с демонами-мучителями, которым он сам себя отдаёт в их власть." Подлинной основой для нашей духовной жизни должен быть не страх перед падшими силами, а страх перед Богом, страх отпасть от Него посредством своих грехов.
Материал подготовила на основе информации открытых православных источников
Нет комментариев