Нина Александровна родилась в 1939 году, на Алтае, в городе Славгороде. В Москве закончила факультет журналистики, работала в «Комсомольской правде», потом занималась драматургией, написала пьесы «Вагончик», «Пятое время года». Но когда пришла в Церковь, то решила, что всё это – творчество – нужно отринуть.
Спросила у батюшки Кирилла (Павлова), чем мне дальше заниматься. Ответ был прост: «Как писала, так и пиши». О том же говорил всегда и отец Иоанн (Крестьянкин), Ей тогда запомнилдись его слова, сказанные одному художнику: «Иконописцев хватает, а мир без вас, художников, без красоты – заболеет».
В 1988 году она купила дом близ Оптины. Сейчас - это процветающий монастырь, "а тогда - помойка, вонь и мерзость запустения на святом месте" - как она сама говорила. Она мечтала поселиться возле Псково-Печерской обители, которую знала и любила, но отец Иоанн Крестьянкин сказал: «Ваше место не здесь, а в Оптиной».
Все её попытки избежать участи жить в Оптине, даже хитрости ни к чему не привели. Окончательно все её сомнения разрешил отец Кирилл Павлов
сказав: «Оптина. Оптина». Взял икону Божией Матери и произнёс: «Отдаю вас под покров оптинских старцев».
Спустя только время, Нина Александровна была очень благодарна, что всё так обернулось!
Поскольку старцы Иоанн Крестьянкин и Кирилл Павлов считали её духовным писателем, то и дали соответствующее послушание - собирать чудотворения, записывать историю пустыни, готовить материалы к прославлению.
Нина Павлова делилась тогда своими мыслями, что писателем себя не считала, да и писать о православной документалистике очень трудно и сложно. Требовался очень строгий отбор, потому что много происходит лжечудес, много людей пребывают в прелести, на каждом пеньке по лжестарцу да по лжестарице. Так что нужно было проявлять большую осторожность и трезвение.
Вот один из таких случаев. Приезжал к нам время от времени в Оптину Иван из Рязани – профессиональный военный. Он как в Афганистан попал в свое время, так и воевал с тех пор – человек, обожженный всем этим, привыкший к экстремальным ситуациям. Недавно вернулся из Чечни и рассказал, как окружили их там – наших ребят, открыли шквальный огонь, вся группа погибла, кроме него. И только он выдернул чеку из гранаты, чтобы взорвать себя вместе с боевиками, как появляется убиенный наш инок Трофим и выводит Ивана в безопасное место. Когда тот опомнился, руки трясутся, в руках граната без чеки, насилу обезвредил.
Отправилась я с этим рассказом к духовнику Ивана – отцу Антонию, а ему не нравится, он хочет, чтобы Иван бросил военное ремесло, сколько можно с автоматом бегать. Так и не было благословения мне его историю вносить в список оптинских чудес. А какой факт!
Перед канонизацией Оптинских старцев мне дали послушание – собирать материалы о чудотворениях, свершившихся по их молитвам уже в наши дни.
– Да этих чудотворений столько, – сказала мне тут же экскурсовод Татьяна, – что я никогда не пользуюсь примерами из книг, но рассказываю лишь о том, что произошло в нашей группе, и при этом у всех на глазах. Вот неделю назад был случай.
И Татьяна рассказала историю про старушку, рабу Божью Галину. Была эта Галина некогда знаменитой ткачихой и ставила рекорды, потому что с детства была быстроногой и требовала выхода удаль души. А потом с быстроногой Галиной случилось то, что случается со всеми: "молодость ушла – не простилась, старость пришла – не поздоровалась". Ноги у бабы Гали теперь бугрились узлами варикозных вен и отекали так сильно, что из всей обуви она могла носить лишь домашние тапочки.
Однажды в магазине бывшая ткачиха перемеряла, кажется, всю обувь, но в любой обувке ногам было больно.
– Попробуйте примерить вот это, – предложила ей продавщица итальянские сапоги из мягкой кожи и с нежным овечьим мехом внутри.
Обулась в них бабушка и себе не поверила: мягонько, удобно и тепло ногам.
– Беру, заверните, – растаяла она от счастья.
А потом посмотрела на ценник и поняла: эти сапоги не из её полунищей пенсионерской жизни, но из жизни, скажем, принцессы Дианы. Так началось то искушение, когда бывшая ударница коммунистического труда дала себе клятву – разобьётся в лепёшку, а купит сапоги.
Жила она теперь впроголодь, экономя каждую копейку. А ещё устроилась консьержкой в дом для новорусских, где давали щедрые чаевые за услуги того рода, когда надо дотащить до лифта пьяную в хлам старшеклассницу и прибрать непотребства за ней. Девица, протрезвев, совала консьержке доллары и, матерясь, обещала, что обломает бабке рога, если та «стукнет» родителям о её похождениях.
Горек был этот лакейский хлеб, зато удалось купить сапоги. Именно в этих итальянских сапогах раба Божья Галина приехала на экскурсию в Оптину пустынь и летала здесь на крыльях счастья. А перед отъездом из монастыря сапоги пропали. Случилось это так. Ночевали тогда паломники в помещении, где народу было, как в бочке сельдей: трёхэтажные нары, а в узком проходе множество обуви и вещей. Просыпались паломники ещё затемно, чтобы, наспех побывав в храме, ехать потом дальше по другим монастырям.
Первой в то утро проснулась студентка из Вологды и, перепутав спросонья обувь, сунула ноги в бабушкины сапоги и убежала в них на автобус или, может быть, в храм. Словом, пенсионерке достались сапоги студентки – точно такие же, итальянские, но на несколько размеров меньше. Как старушка втиснула в них свои больные ноги и со стоном доковыляла до автобуса, об этом лучше не рассказывать. Но в автобусе она расплакалась так горько, что экскурсовод Татьяна отложила отъезд на полчаса и велела Галине идти к мощам преподобного Амвросия Оптинского и просить его о помощи.
– Батюшка Амвросий всегда помогает, – убеждала она рыдающую паломницу. – Это опыт.
– А как просить, чтобы помог? – робко поинтересовалась та.
– Обыкновенно – сначала покаяние, а потом прошение.
Комментарии 1