Теплота́ — имеет два основных значения.
1. Горячая вода, вливаемая в потир и соединяемая с Кровью Христовой во время совершения Божественной Литургии.
То есть, только что закипевшая вода, вливается в Потир уже после пресуществления Святых Даров, как только закрывается – «занавес» над Царскими Вратами и священник возглашает: «Вонмем. Святая святым». Этими словами предваряется причастие верных, сначала священников в алтаре, а потом уже и мирян в храме.
(Само закрытие занавеса) обозначает заваливание Гроба Господнего камнем, запечатывание его и приставление к нему стражи. Так же, как последующий выход священника с Чашей к народу, знаменует собой Воскресение Христово.
Это очень важное время, не только для причастников. Именно, в это время нужна усиленная молитва, чтобы не лишиться этого Бесценного Дара. Ведь можно причаститься на земле и остаться не причащенным на Небе, по слову Серафима Саровского. Поэтому не ходите по храму, не начинайте копаться в своих сумках и шуршащих пакетах, а того хуже, включать телефон и просматривать ленту-это вообще запредельно!
(приходилось лицезреть)
Слова «Вонмем. Святая святым» - обозначают «Будьте внимательны или Предельное внимание! Святая (Тело и Кровь Христовы) преподаются святым, т. е. всем тем православным христианам, кто дОлжно приготовился к их принятию».
Благоговение к Телу и Крови Христовым при Их принятии выражается и в правильном Их вкушении…
Когда во время Причастия христианин принимает Тело и Кровь Христовы, ему не надо жевать Тело. Во-первых, это не благоговейно.
Во-вторых, при жевании частицы Тела Христова могут остаться между зубами, за деснами, под языком и пр. и впоследствии при разговоре, кашле, чихании и пр. удалиться наружу. А это уже кощунство (хотя и невольное, и неосознанное). Тело Христово необходимо нежно прижать языком к небу и неспеша, со страхом подойти к столику с теплотой.
2. Запивка - теплая вода с вином, или разведенным вареньем, или соком, или просто подслащенный остывший кипяток), даже святая вода, которую причастники потребляют с ломтиком антидора сразу после причащения, чтобы остающиеся во рту частицы Святых Даров не были извергнуты в случае нечаянного кашля, плюновения и т. п., и чтобы кто-либо не оставил Святые Дары во рту с неблагонамеренной целью.
Часто задают вопрос священникам, что первое потреблять теплоту или антидор? Но частицы у Святых Даров легче проглотить с теплотой, нежели с антидором. Наш настоятель говорил: сначала теплоту, а потом антидор. Если все же кто-то делает в другом порядке, то есть вероятность, что вместе с кусочками антидора не остались бы во рту и кусочки Святых Даров.
Безропотное исполнение церковных правил смиряет человека, умаляет его своеволие и развивает в нем добродетель послушания, примером которого для христиан и является Христос, Который “…был послушлив даже до смерти крестной…”
Мало, кто знает, но непричащающиеся также могут съесть антидор с теплотой. НО!, при этом они должны соблюсти евхаристический пост, то есть прийти на службу натощак.
(Евхаристический пост-заключается в том, что с полуночи ничего не едят и не пьют)
И ещё на мой взгляд стоит освятить ещё один вопрос. Причастники, которые беспокоятся, что в запивке есть вино, а им садиться за руль.
Количества вина в запивке незначительное и на показатели, в случае, если остановят не повлияют. Но, если всё же что то смущает, то можно просто запить водой.
Материал подготовила на основе ответов священнослужителей.
Комментарии 6
Спаси Господи!
Побольше надо бы пояснений о литургии, ведь большинство людей пришло в храмы рожденные в Советскую эпоху, ведь они просто приходили и молились, и Слава Богу! И наконец-то наступилр время, когда есть источники откуда можно глубже и ближе изучать, что такое Литургия.