Как не осуждать? Тут много интересного. От этого напрямую зависит наша судьба. Как говорил Амвросий Оптинский: «Не осуждение это без труда спасение». Каким судом судите вы, таким будут судить вас.
Осуждает других тот, кто не познал себя. То есть, ты не видишь своих грехов или не знаешь о них. И стоит тебе узнать, что у тебя то же самое, твой язык скуется молчанием. Потому что невозможно, будучи виноватым в каком-то грехе, осуждать другого за этот же грех.
А можно просто любить людей. Но это тяжелее. Гораздо легче разбираться с собственными грехами. Потому что грехи – на виду. И я их знаю. Потому что грешим мы все примерно одинаково. А вот не осуждать человека – это тяжело. Любовь – это вообще самое тяжелое занятие. Любовь – она очень высоко, а мы все – маленькие.
Вот представьте...Иисус Христос, У него вообще нет никакого греха.
А как Он себя ведет? Он вообще не собирается осуждать никого из нас. Он собирается на Крест идти за нас, Потому что любит нас.
Вот есть такое слово – «жалость». Людей вообще жалко. Когда ты начинаешь вникать в жизнь отдельного человека, тебе становится его жалко. Потому что, благодаря греху мы попали в такую катастрофу, что всё, что с нами происходит вызывает подлинный ужас. Вот всё, что с нами стало и то, что еще будет.
У Марины Цветаевой есть такая строчка: «Пожалуйста еще меня любите за то, что я умру».
Людей – жалко. Да, люди дурные, но все равно их жалко. Они невнимательные, глупые, слепые. Да, нас впереди ждет смерть.
А мы не чешемся. Делаем вид, что все умрут, а я останусь.
Мне должно быть жалко людей, а кому-то должно быть жалко меня. Потому что мы пьём одну и ту же чашу -чашу бытия. Так что, если у вас будет жалость – вы не будете осуждать людей. Как говорил преподобный Анатолий Оптинский: «Пожалей – и не осудишь».
Если вы будете любить людей – а это вообще подвиг – вы не будете их осуждать. И если вы будете помнить свои грехи, больше половины осуждений исчезнет.
Протоиерей Андрей Ткачёв
Комментарии 1