Николай Гоголь, прибыв в конце декабря 1828 года в Петербург, в одном из писем попросит мать прислать отцовские комедии для постановки в театре, аргументируя, что здесь «так занимает всех всё малороссийское». В эпистолярии 1830-х гг. также звучат просьбы писателя собирать для него песни, сказки, «сведения о Малороссии», об «обычаях и нравах малороссийских»: «если есть… какие-либо духи или домовые, то о них подробнее с их названиями и делами; множество носится между простым народом поверий, страшных сказаний, преданий…» (М. И. Гоголь от 30 апреля 1829 г.). Полученные материалы, как известно, легли в основу его творчества.
Сам Гоголь, который всю жизнь сражался с чертом, в своих сочинениях постулировал мысль о том, что наша жизнь является не чем иным, как постоянной борьбой со злом.
«На битву мы сюда призваны; праздновать же победу будем там... Всех нас озирает свыше Небесный Полководец, и ни малейшее наше дело не ускользает от Его взора. Не уклоняйся же от поля сраженья, а, выступивши на сражение, не ищи неприятеля бессильного, но сильного. За сраженье с небольшим горем и мелкими бедами не много получишь славы...Верьте, что Бог ничего нам не готовит в будущем, кроме благополучия и счастья».
Гоголь настойчиво советует матери, сестрам, друзьям не утрачивать дух веcёлости и здравого оптимизма: «Ради Бога, веселитесь побольше, это одно и самое верное лекарство против всех болезней»; «Живите как можно веселее, прогоняйте от себя неприятности, по крайней мере не смущайтесь ими: всё пройдет, всё будет хорошо. Неужели вы не замечаете чудной воли высшей – всё это делается единственно для того, чтобы мы более поняли после свое счастие».
Подобный настрой, свойственен и гоголевскому Хоме Бруту: «Да и что я за казак, когда бы устрашился?» И он смело вступает в неравный бой с Панночкой-ведьмой и Вием. Но почему он терпит фиаско?
Все выписанные Гоголем детали не случайны. Писатель нанизывает, словно зёрна на лестовку чёток, деяния и раздумья Хомы в период православного поста. Будучи оседланным старухой, он почему-то «припоминает» молитвы и заклятия против духов. Диалог бурсака с сотником и вовсе раскрывает отнюдь не ревностный образ времяпрепровождения героя, обнажающий грех прелюбодеяния:
«– Ты, добрый человек, верно, известен святою жизнию своею и богоугодными делами…
– Кто? я? – сказал бурсак, отступивши от изумления. – Я святой жизни?.. – Бог с вами, пан! Что вы это говорите! Да я, хоть оно непристойно сказать, ходил к булочнице против самого страстного четверга».
В итоге и сам Хома, умаляя свои «достоинства» в выполнении трёхночного отпевания дочери сотника, дает себе весьма красноречивую характеристику: «Сам я – чёрт знает что». Впрочем, мысль о том, что пан набьет ему карманы чистыми червонцами, окончательно искушает и взбадривает героя.
Образ вышеупомянутой церкви, в которой надлежит потрудиться Хоме, тесно сопряженным с действием нечистой силы, – скрыт важнейший замысел писателя. Строение храма, деревянное, почерневшее, с тремя конусообразными куполами. Исследователи верно подмечают: церковь не православная, а униатская.
Интерьер хуторской церкви, находящейся вдали золотых глав киевских храмов: позолота на ветхом иконостасе местами опала, местами почернела, мрачностью веяло от ликов святых, стены церкви «давно молчаливые и оглохлые». «Заметно было, – пишет Гоголь, – что в ней давно уже не отправлялось никакого служения». Деревянные своды церкви, словно подытоживает писатель, показывали, «как мало заботился владетель поместья о Боге и о душе своей». Именно в таком несветлом, несвятом, безблагодатном и бездушном месте совершается дальнейшее развитие событий, когда Хома, подкрепленный доброй кружкой горелки, оказывается у гроба, стоящего напротив алтаря.
Показательны мысли героя во время отправления своих обязанностей: «Оно только с первого разу немного страшно, а там оно уже не страшно»; «Много на свете всякой дряни водится!»; «Не встанет она из гроба, потому что побоится Божьего слова».
Комментарии 5