«Н.К.Романов. В ночь на 14 января в г.Ташкенте скончался бывший великий князь, гражданин Николай Константинович Романов. Покойный, будучи великим князем, находился в опале у своих родственников — самодержавных царей и выслан ими на безвыездное жительство в Ташкент. За многолетнее жительство Н.К.Романова в Ташкенте им сделано немало добрых дел, имеющих общественное и даже общегосударственное значение. Тело покойного вчера в 5 часов вечера вынесено в военный собор. Погребение состоится сегодня.»
Сразу же возникает вопрос о месте захоронения. «Новый путь» пишет о том, что тело Искандер-Романова выло вынесено в военный собор для прощания. А «Наша газета» утверждает, что Искандер-Романов был предан земле у ограды военного собора. «Новый путь» (18.01.1918 г. по ст.ст.): «О смерти великого князя Николая Константиновича Романова (1850 г.р.), умер в ночь с 13 на 14 января 1918 г. от воспаления легких на даче под Ташкентом и похоронен 16 января 1918 г. в Ташкенте, в сквере рядом с военным Георгиевским собором». (ГАГТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 44. Л. 2.)
Это два разных собора и две разных логики погребения. С налетом официоза монументальный военный Спасо-Преображенский собор, в котором были захоронены устроитель Туркестанского края генерал-губернатор К.П.Кауфман (1818-1882), туркестанский генерал-губернатор Н.А.Иванов (1842-1904) и первый настоятель собора протоиерей-орденоносец А.Е,Малов (1815-1899) и маленькая Иосифо-Георгиевская церковь перед дворцом Искандер-Романова. Если бы новая советская власть дала бы разрешение на захоронение Искандер-Романова в Спасо-Преображенском соборе, то, таким образом, санкционировалось бы его посмертное примерение со своими гонителями, чиновниками, осуществлявшими надзор за высокородным вечноссыльным, и его заслугам и инициативам в деле благоустройства края был бы придан статус официального происхождения, чему при жизни резко противился умерший. В то же время заметка в газете «Новый путь» от 18.01.1918 г. по ст.ст.дезориентирует читатателя: «в сквере рядом с военным Георгиевским собором».
Что происходило дальше? Как утрачивалось могила? В 1930 г. и Спасо-Преображенский собор, и Иосифо-Георгиевская церковь были закрыты, советская власть начала искоренять «опиум для народа». Спасо-Преображенский собор начали разбирать на стройматериалы, но дело оказалось кропотливым, затем попросту стали взрывать, пока не превратили в клумбу на местной Красной площади, уничтожив могилы К.П.Кауфмана, Н.А.Ивановa и А.Е.Малова. А Иосифо-Георгиевскую церковь потихоньку стали перестраивать, превратив в кукольный театр и пельменную, просуществовавшие до времен независимости Республики Узбекистан.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6