БОГОРОДИЦА «КАЗАНСКАЯ» КАК КОНЦЕНТРАЦИЯ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ
Говоря о праздновании Казанской иконе Божией Матери, которое совпадает с Днём народного единства, нельзя не вспомнить принадлежащую Ф.М. Достоевскому идею о том, что русский человек является таковым только в Православии.
В историческом прошлом икона Богородицы «Казанская» для русского народа всегда имела чрезвычайно важное значение.
Этот образ стал знаком благоволения Промысла Божия к поступательному движению на Восток российского этноса, расширяющего своё жизненное пространство и вовлекающего в орбиту своей цивилизации всё большее количество народов. В этом выразилось служение России своему мировому призванию, грани которого и по сей день ещё не до конца высвечены в соборном сознании нашего народа.
Казанская икона стала всероссийскою святыней, несущей своего рода концентрацию русской национальной идеи.
Для наших предков явление этой иконы и присутствие её в эпицентре эпохальных для русской государственности событий было явным и чётко уловленным народным сознанием знаком помощи Божией, благословения и укрепления. Осознание и одухотворенное переживание Небесного присутствия в те моменты, когда логика обстоятельств говорила о тупиковости и бесперспективности, оказывалось сильнейшей и очень точечной мотивацией-причиной к мощному подъёму народных сил, «омолаживанию» соборной души русского этноса. Это проявлялось в подъёме патриотизма и церковности, сплачиванию людей, укреплению военных возможностей, преодолении внешнего врага.
Нельзя не найти внутреннюю логичность в установлении именно в этот церковный праздник общегосударственного Дня народного единства — нового светского праздника с обострённо патриотической ориентацией. Ослабление религиозности в среде богоизбранного народа, отчуждённость людей друг от друга по причине искажения мировоззренческих констант, в частности, связанного с отождествлением человеческого счастья с материальным комфортом, зависимостью от манипулирующих сознанием информационных потоков требует исцеления, условия для которого скрыты, как видится, в пробуждении национального самосознания.
Оно заключается не в шапкозакидательстве, что говорит скорее о национальной гордыне или глупости, а в пробуждении духа, творящего новые грани сакрального тела русского народа.
Это пробуждение может выразиться в переосмыслении истории, что требует погружения в её изучение, гравировке образов национальных героев, создании высоких образцов культуры, бóльшей причастности к православной вере. Нельзя здесь не вспомнить принадлежащую Ф.М. Достоевскому идею о том, что русский человек является таковым только в Православии.
Поэтому празднование иконы Божией Матери «Казанская» в наши дни совершается в расширенном идейном поле, собирая в конечном счёте человеческие умы к образу Богородицы, пусть в особом национальном измерении. В этом случае национальная идея служит христианству, т.е. идее спасения во Христе Иисусе, что не может не получать всестороннюю поддержку Русской Православной Церкви
Иерей Георгий Кириндас ( svyatye.online )
На снимке: Казанская икона Божией Матери со свв. Тимофеем и Марией Магдалиной на полях. Россия, конец XVIII века ( foma.ru )
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев